В последние дни в Ульяновске активно обсуждается тема городского электротранспорта. Слухи о закрытии Северного трамвайного депо власть развеяла, но вопрос о том, как будет развиваться МУП «Ульяновскэлектротранс» остается открытым. Руководство предприятия не скрывает, что техническое состояние подвижного состава близко к критическому, а расходы МУПа значительно превышают доходы, получаемые от перевозки пассажиров: при стоимости проезда 14 рублей, себестоимость перевозки одного пассажира оценивается примерно в 22 рубля. МУП получает кое-какие доходы от дополнительных услуг и рекламы, однако значительная часть его финансирования лежит на плечах и без того дефицитного городского бюджета. При этом денег не хватает ни на закупку новой техники, ни даже на повышение зарплаты сотрудников. Очевидно, чтобы исправить положение дел, необходимы радикальные меры. Какие? Об этом мы решили спросить известного в интернет-среде блогера Андрея Елисеева, более известного под ником «saboteur-2» или «Хамло трамвайное». Он рассказал нам, какие шаги он предпринял бы, если бы вдруг стал директором МУП «Ульяновскэлектротранс».

– В первую очередь я бы снизил цену на проезд в трамваях и троллейбусах до 10 рублей. Сразу, с 1 числа следующего месяца после назначения меня на должность директора. Это позволило бы моментально увеличить количество пассажиров электротранспорта и общую выручку. Об этом говорит, например, положительный опыт Петрозаводска: там мэр волевым решением снизила стоимость проезда, вместо того, чтобы поднять ее. Сборы повысились.
Тем, кто приобрел проездные билеты по старой цене – предоставил бы скидку на проездной в следующем месяце.
Понимаю, что одного понижения цены для реабилитации электротранспорта недостаточно. Следующим шагом было бы полное изменение маршрутной сети. Она безнадежно устарела, некоторые маршруты дублируют друг друга, не выдержаны интервалы. У меня уже есть конкретные выкладки по изменениям маршрутной сети. Имеющегося подвижного состава при более рациональном использовании вполне хватило бы для организации движения с приемлемыми для горожан интервалами.
Все изменения необходимо широко освещать в СМИ, чтобы они не стали сюрпризом для людей.
Эти меры позволят значительно повысить пассажиропоток, тем самым снизив себестоимость перевозки одного пассажира, повысить выручку и, возможно, вывести предприятие на самоокупаемость.
Два трамвайных депо я бы объединил в одну подведомственную организацию, тем самым сократив административно-управленческий аппарат. Администрацию МУПа перевел бы в Засвияжское депо (чтобы бардак, который там сейчас творится, прекратился в силу близости руководства).
Наконец, будь я директором «Ульяновскэлектротранса», я бы плотно взялся за работу по координации подразделений МУПа. Сейчас служба движения, отдел эксплуатации, служба пути и контактники работают словно сами по себе, без учета нужд предприятия в целом. Приведу пример: сейчас проезд на троллейбусе от ж/д станции до ул. Жуковского, при высокой плотности движения, занимает минут 5. Это связано с особенностью контактной сети – троллейбусу надо перестраиваться из ряда в ряд, но «втиснуться» в поток машин бывает очень сложно. При этом сама контактная сеть висит по соответствующим правилам и соответствует всем нормам – ГОСТам, СНиПам, СП, к рабочим и водителям претензий нет, нужна координация. Но для этого руководитель должен разбираться в специфике работы электротранспорта, а в Ульяновске им управляют в лучшем случае бывшие автобусники. Но троллейбус и трамвай – это не автобус. Убежден, что хороший директор не побоится рискнуть своим креслом, пойти на радикальные меры вроде тех, о которых я говорю, чтобы попытаться вдохнуть в предприятие жизнь. А в случае неудачи – признать свои ошибки и уйти. Но в Ульяновске назначенцы не станут рисковать должностями. И так, как было в Самаре с директором МП «СТТУ» Водолазовым, в Ульяновске не было и не будет. В его поддержку были написаны тысячи писем с требованиями оставить его на занимаемой должности. Писали всем – мэру, губернатору, депутатам, в администрацию президента.
Однако продолжим разговор о мерах, необходимых для развития электротранспорта. Контактную сеть троллейбусов, управление стрелочными переводами трамвая нужно переделать для оптимальной эксплуатации. Также обязательно нужно перестроить остановочные площадки для трамвая, сделать их вровень с подножкой трамвая. Речь идет в первую очередь об обособленных путях, например, улицах Кирова, Локомотивной. Транспорт должен быть доступен для всех!
Необходима модернизация подвижного состава под двустороннее движение. Приобрести новые вагоны мы не сможем, но имеющиеся вагоны «Татра» можно переделать под двустороннее движение: обрезать заднюю часть двух вагонов и сварить их между собой, вставив посредине низкопольную часть для удобства маломобильных граждан. Положительный опыт такого рода мероприятий имеет, например, Киев. Вагоны с двусторонним движением (так называемые «челноки») необходимы городу в целом ряде случаев. Например, в северной части города есть садоводческий трамвайный маршрут. Сейчас он крайне неудобный для пассажиров – очень далеко идти до места посадки на него с других маршрутов трамвая. Если бы у нас были двусторонние вагоны, то, в крайнем случае, 107 трамвай маршрута мог бы заезжать на ул. Репина, забирать пассажиров, по стрелке переходить на другой путь и после этого двигаться в сторону садовых обществ. Можно привести и другие примеры, когда «челнок» помог бы повысить транспортную доступность некоторых частей города в то время, когда на путях произошла авария или производится ремонт.
Необходимо также исключить услуги посредников при продаже рекламы на электротранспорте. Сегодня есть компания, которая словно пиявка «присосалась» к этому бизнесу, в результате чего «УЭТ» теряет часть рекламных доходов.
Если же стоит задача сохранить хотя бы трамвай, если не ставить цели комплексного развития и не предпринимать ничего из того, что я предложил, то руководству следует отделить от МУП «УЭТ» троллейбусное депо – именно оно сегодня тянет предприятие на дно. Так удастся спасти трамвай.

В заключение добавлю, что правильнее было бы назвать нашу беседу не «Если бы я был директором МУП “УЭТ…”, а более шутливо: “Если б я был султан…”, т.к. я не смогу положительно ответить на вопрос: “а вам образование позволяет занять пост директора?” Впрочем, сегодня большинство из тех, кто занимает управляющие должности в МУП “УЭТ” также не смогут ответить на этот вопрос утвердительно – у большинства из них, к сожалению, нет хоть какого-то профильного образования, представители ГИБДД, или ещё каких-то структур, не могут похвастаться знаниями в теории транспортного обслуживании населения.

Развивать электротранспорт нужно и для этого у нас уже сейчас есть все возможности, причем дополнительные денежные вливания для этого не требуются. Нужно желание руководства менять положение дел в лучшую сторону, а также компетенции, комплексный подход к решению накопившихся проблем.