«Обретение гармонии» – довольно неожиданное название для выставки, посвященной столетию со дня начала войны. Да какой – Первой мировой. Но ее авторы считают, что серьезные выставки в историческом контексте предстоит сделать сотрудникам Краеведческого музея.

Архивист Антон Шабалкин: «Фотографируясь перед отправкой на фронт, эти люди не подозревали, какие ужасы их ждут». Фото Анны Михайловой

У Художественного музея задача другая – показать красоту и гармонию, найденную художниками вопреки всем ужасам войны. Документальная часть выставки, предоставленная Государственным архивом Ульяновской области, в этом плане дополнила ее очень деликатно.

В фондах Художественного музея хранится большая, цельная и значительная по содержанию коллекция графики начала XX века, с которой и поработали искусствоведы Наталья Рудакова и Елена Сергеева. Они выбрали работы шестерых графиков, прошедших Первую мировую войну, – как наших земляков, так и художников мирового уровня. Это знаменитый акварелист, первый учитель Аркадия Пластова Дмитрий Архангельский. На выставке – и его знаменитые акварели, выполненные в Симбирске-Ульяновске, и работы, сделанные в поселке Родники Московской области, где художник окончил свою жизнь в 1980 году. Рядом графика его современника, прожившего до 1973 года и пронесшего почти через весь XX век идеи «серебряного века»: речь о представителе младшего поколения объединения «Мир искусства» Дмитрии Митрохине. В фондах музея насчитывается более сотни работ знаменитого художника Алексея Кравченко, которого называли последним романтиком двадцатого столетия. Представлена графика Владимира Фаворского с его философским взглядом и четкими линиями. Куда ни глянь – пейзажи, натюрморты, иллюстрации к литературным произведениям.

Ни одна черточка не напоминает о «всемирнейшей мясорубке», как назвал ее Владимир Маяковский.

– Многие художники были на войне корреспондентами, делали зарисовки и фотографии, но у нас нет таких работ, рассказала Сергеева. – Может быть, после войны они и не обращались к этой теме. Проведу аналогию с художниками – участниками Великой Отечественной войны. Ей посвятил свои полотна только Юрий Куликов.

У Алексея Моторина нет таких работ. У Ивана Лежнина я знаю только одну картину о войне.

Возможно, тяжесть пережитого не давала им к этой теме возвращаться. И, может быть, пройдя через ужасы войны, они ощутили потребность в поиске красоты и обретении гармонии.

В 2014 году Государственный архив Ульяновской области объявил об акции по сбору документов – свидетельств Первой мировой войны. Ульяновцы откликнулись на призыв и принесли фотографии предков, письма, воспоминания. Причем, как рассказал архивист Сергей Кольцов, участники войны с этих снимков жили в Симбирской губернии – Алатырском, Карсунском, Буинском уездах. Архив также предоставил для выставки агитационные открытки из личного дореволюционного архива члена Симбирской ученой архивной комиссии Петра Александрова. А архивист Антон Шабалкин зачитал письмо Дмитрия Архангельского преподавателю-словеснику первой симбирской гимназии Александру Николаевичу Степанову, написанное 25 июня 1917 года в Румынии. Вдали от родины художник обнаружил и зарисовал румынскую церковь, напомнившую ему псковскую архитектуру.