В середине июля случился уже второй крупный пожар в этом году на полигоне твердых бытовых отходов рядом с селом Красный Яр – первый произошел в майские праздники. Все поспешили обвинить эксплуатирующую организацию – ООО «Полигон», однако руководители компании утверждают, что ситуация здесь не так однозначна, как ее подают. Сами они все больше склонны называть происходящее рейдерским захватом их предприятия.

Шумиха с выводом

Загорелся полигон неожиданно для многих 14 июля. Охранники увидели возгорание, но самостоятельно потушить его не смогли, вызвали пожарную охрану, однако и действия приехавшего наряда тоже результата не дали. В итоге огонь распространился на весь полигон очень быстро – и тушить его пришлось, практически, две недели. Сразу после возгорания, как говорит учредитель ООО «Полигон» Александр Хохлышев, началась шумиха: по всем каналам стали твердить одно и то же.

– Первые пять дней риторика была такая: эта организация очень плохая, ее надо закрыть, – говорит Хохлышев. – А на шестой день в информационном пространстве неожиданно появляется название соседнего полигона, в котором все с точки зрения утилизация мусора якобы идеально: аж каждый день свою свалку они водой поливают, хотя я там ни одной водовозки за все время не видел. И официальное лицо фактически предлагает людям: вот этих, ООО «Полигон», давайте закроем, а других – ООО «УК Экостандарт» – откроем! Это нечистоплотно, это дурно пахнет.

Как считает Хохлышев, все очень напоминает хорошо спланированную акцию, в которой обществу старательно навязывают мнение, что корень зла находится как раз в ООО «Полигон», а затем выводят на арену положительный персонаж. Выдвигаются совершенно различные версии пожара, которые на эмоциях выглядят правдоподобными. В итоге люди, получая одинаковую информацию по всем каналам, делают соответствующие выводы – действительно, эта компания точно плохая.

– Все забыли, что мы с 2005 года качественно работаем, – отмечает Александр Хохлышев. – Взяли старый красноярский полигон, который в то время называли «курганом вечного огня» – он всегда горел, никто пересыпкой не занимался. Там сделали все по проекту, начали добросовестно работать и уже девять лет находимся на рынке. Очень странно, но никто не говорит спасибо, когда все работает. А тут две недели идет давление через в СМИ – людей готовят к выводам, основанным на пене у рта, а не на реальных доводах. И четыре чиновника прямо говорят, что нас закроют и отберут лицензию. Противозаконно, на мой взгляд. Для государственных служащих это нарушение всех мыслимых и немыслимых правил.

Отжимают бизнес?

Полигон ТБО за время существования не горел никогда за исключением тех случаев, когда огонь приносили извне. Одновременно с этим усиливалось давление на организацию. А случалось это только в тот момент, когда рядом появлялся конкурент, которому не нравилось соседство с большой и успешной компанией, считают руководители фирмы. Так было три года назад, когда рядом появилась компания ООО «Симбирский взлет-НЕВ». Тогда и количество проверок в отношении ООО «Полигон» возросло в разы. Надо понимать, что «мусорный» бизнес таков, что каждая проверка так или иначе заканчивается штрафом – ветер разносит легкие пакеты по округе, и с этим ничего не поделаешь. Но при том к появившемуся конкуренту инспектирующие организации были более благосклонны: его, по словам руководства ООО «Полигон», просто не поверяли. А когда все-таки до него дошли руки правоохранительных органов, оказалось, что работала компания вообще незаконно, лицензию получила неправомерно, все закончилось уголовным делом. Тогда давление было серьезным, но с ним ООО «Полигон» справилось, и на некоторое время все затихло – вместе с уходом с рынка конкурента кончились претензии и к самому «Полигону» – никаких проверок, никаких выступлений общественников.

Началось заново все в прошлом году, когда неожиданно Управление Росприроднадзора по Ульяновской области целый год не выдавало лицензию на размещение отходов IV класса опасности под разными предлогами. В итоге местному Росприроднадзору указали сверху, что действия его выходят за рамки закона, и лицензию пора бы дать. В это же время вновь участились внеплановые проверки организации, а рядом – вот совпадение! – вновь появился конкурент, который с фантастической скоростью получил все необходимые документы на работу, с февраля 2014 начал принимать отходы, хотя обычно на то, чтобы создать новую карту для размещения мусора, уходит два с лишним года.

Более того, конкуренты, как выяснилось, построили полигон с нарушением законодательства. Но, несмотря на это, Росприроднадзор по Ульяновской области выдал им лицензию на размещение ТБО.

– Есть официальные бумаги, размещенные в открытом доступе в Интернете, подтверждающие, что разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию их полигона были отменены администрацией МО «Красноярское сельское поселение» в январе 2014 года, – говорит Хохлышев. – Выяснилось, что и обязательных по федеральному законодательству публичных слушаний при открытии их полигона с жителями Красного Яра и поселка Колхозный, также находящегося рядом, фактически не проводили. Без них экоэкспертизу вообще никак нельзя пройти. В прошлый раз, напомню, для организации, которая получила лицензию, не имея на это полигона, все закончилось уголовным делом. Наши новые соседи работают, и к ним почему-то претензий нет, хотя на нас обрушилось множество поверок. Никого, наверное, в Ульяновской области не проверяют так же часто, как нас. То есть, у одного бизнеса режим полного благоприятствования, а у другого – наоборот.

Есть и еще одно совпадение, которое очень настораживает руководителей и убеждает в правильности версии, что против ООО «Полигон» проводится спланированная акция. В ситуации с майским пожаром о возгорании первым узнал блоггер, который живет от места полигона очень далеко – в Засвияжье. Однако через 10 минут после начала пожара он уже начал транслировать в интернет сообщения об этом.

– Еще пожарные не приехали, еще я об этом не знал, а он выложил сразу в сеть фотографии, – говорит Хохлышев. – Причем это были старые фотографии, трехлетней давности.

Действия, направленные против ООО «Полигон», как считают руководители, как под копирку напоминают то, что происходило три года назад: те же люди, те ми же способами стараются всячески опорочить имя их компании, а на их место протолкнуть другую. Только в этот раз во всеуслышание объявили еще и название другой организации.

– Мы не против конкуренции, но не такими же способами! – возмущается Хохлышев. – Ситуацию классифицируем как рейдерский захват, хорошо спланированный, с привлечением административного ресурса. У нас просто хотят отнять бизнес. Я никого конкретно не обвиняю, но факты выстраиваются в цепочку. И они уже просто плохо пахнут.

Претензии не обоснованы

Когда началась всеобщая шумиха вокруг пожара, стали выдвигаться версии произошедшего, в которых так или иначе виновной стороной выступало ООО «Полигон». Так, один из чиновников заявил, что организация сама подожгла мусор, чтобы освободить полигон.

– Высказывание главного эколога области Дмитрия Федорова о том, что мы сами подожгли мусор с целью уменьшить его объем можно очень легко оспорить, – говорит директор ООО «Полигон» Владимир Мамонов. – Нам это невыгодно ни по каким показателям. На тушение пожара мы потратили около 800 тысяч рублей, причем тушили сами – когда вызвали МЧС, к нам приехала одна машина и залила очаг водой, хотя такие пожары так не тушатся. И все! Мы привезли 9000 кубометров грунта, которые стоят дорого, при этом занимают лишнее место на полигоне. То есть, по факту – наш полигон стал менее вместимым. Зачем нам было устраивать себе проблемы?

Кроме того, теперь организации придется, так или иначе, оплатить штрафы по судам – впереди четыре заседания. В итоге сумма ущерба организации за два пожара в этом году достигнет примерно двух миллионов. Это при том, что доходы компании прогнозируемы и сильно зависят от тарифов. Больше запланированного получить не удастся.

Высказывалось мнение, что произошло самовозгорание, которое не удалось потушить из-за, во-первых, неправильного устройства пересыпки, во-вторых, из-за отсутствия средств пожаротушения. Обе эти версии также опровергаются.

– На суде нас недавно голословно, на наш взгляд, обвинили: у вас нарушена технология пересыпки, – говорит Хохлышев. – А мы показываем проект, по которому все сделано правильно: метр мусора, 30-50 см песка, метр мусора, 30-50 см песка. Мы даем все документы, факт оплаты выполненных работ, проекты, сметы. С нашей стороны есть все бумаги, более того, мы готовы и к экспертизе – пожалуйста, давайте возьмем экскаватор, который сделает срез и покажет, что все сделано по проекту. Но оправдывать нас никому не интересно. Хотя говорят такие вещи люди, которые занимают официальные посты – чиновники, член общественной палаты, руководитель управления федеральной структуры! Это странно и безответственно. Тем более странно, когда эти люди называют конкретную организацию, которая должна заменить нас. Когда делают заявления, должны понимать, что за слова надо отвечать. Платите за судебную экспертизу, мы все докажем, но будьте добры и опровержения дать по тем же каналам, по которым нас обвиняли.

Что касается средств пожаротушения, то здесь все опять-таки сделано в соответствии с законом. И доказать руководители это могут и по документам, и на деле. Да и сама версия самовозгорания не выдерживает никакой критики. Нанятые организацией независимые эксперты подтвердили по записи с камеры видеонаблюдения: скорость распространения огня слишком сильна для самовозгорания. Скорее всего, процесс ускорила какая-то разлитая жидкость. К сожалению, за руку поймать никого не удалось – слишком велика территория полигона.

При этом руководители утверждают: в области немало полигонов, которые постоянно горят. Но к ним такого бурного интереса не проявляют. Проверки одна за другой сыплются только на ООО «Полигон». Общественность будоражат заявлениями о страшном вреде, который приносят продукты горения, хотя официальные данные лабораторий утверждают обратное – превышения ПДК в воздухе по майскому пожару зафиксировано в населенных пунктах не было: этому способствует и санитарная зона вокруг полигона, и его удаление от сел, и два лесных массива рядом, задерживающих дым.

В итоге все приходит к тому, что область просто столкнется с проблемой отсутствия полигонов ТБО.

– Мы пытались в Старомайнском районе получить место под полигон ТБО, предложили это жителям, – говорит Хохлышев. – Но из-за общего фона, который в связи с этими пожарами появился, люди выступили категорически против. В итоге законного полигона нет еще и в Чердаклинском районе, в Димитровграде… А между тем – у нас кончится свалка, у других организаций кончится – куда мусор складывать? Останутся только несанкционированные свалки. К этому приводит массовая истерия, которую подогревают официальные лица.

После второго пожара руководство «Полигона» решило все-таки обратиться в правоохранительные органы, чтобы и причины пожара расследовали, и связали все эти странные факты, когда одной компании дают все преференции, а другой вставляют палки в колеса – многочисленные проверки, поджоги, штрафы не дают развиваться компании, которая, несмотря ни на что, старается заботиться о качественной утилизации мусора.

Автор: Василий СТЕПАНОВ.