В Ульяновске в конце прошлой недели состоялся Международный авиатранспортный форум-2014. В течение нескольких дней в рамках деловой программы обсуждались важнейшие вопросы авиастроения, кадровой обеспеченности отрасли. Отдельными темами разговора стали создание центра транспортного авиастроения России в Ульяновской области, а также будущее серийного производства модернизированного транспортного самолета Ил-76МД-90А – проекта, который состоялся во многом благодаря ульяновским компаниям и губернатору Сергею Морозову.
Новая роль региона
В ходе конгресса была отмечена значимость Ульяновской области для всей авиастроительной отрасли России.
– В Поволжье сосредоточена значительная часть всего промышленного производства страны, а также авиационной промышленности, – заявил помощник полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе Олег Машковцев. – Здесь существуют все условия для осуществления полного цикла авиастроения, фундаментальные и прикладные исследования, разработка и производство летательных аппаратов, соответствующие профильные учебные заведения. Регионами округа, в том числе Ульяновской областью, проводится активная работа по организации на их территории производств, включая сборочные.
На конгрессе всем заинтересованным в развитии транспортной авиации представилась прекрасная возможность обсудить проблемы и перспективы отрасли. – Нам удалось создать мощную площадку, где обсуждаются актуальные вопросы современной авиации, принимаются важнейшие решения, озвучиваются самые значимые инициативы, – заявил на церемонии открытия губернатор Сергей Морозов. – Надеюсь, здесь родятся идеи, которые помогут нам завоевать небо и дадут возможность развиваться всей мировой авиации.
Форум проходил под аккомпанемент все более глубоких разногласий с Украиной и странами, которые вводят санкции в отношении России. Ранее взаимодействие с украинскими партнерами в отрасли авиастроения было достаточно существенным. Однако, несмотря на это, все эксперты сходятся во мнении, что расторжение отношений не станет губительным для отрасли – у России достаточно собственных ресурсов для развития авиации. В связи с этим особую роль занимает Ульяновская область, где сосредоточены крупнейшие заводы по сборке самолетов, производству комплектующих и т.д.
– Вопрос развития отечественного авиастроения стоит очень остро, – считает заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Олег Сторчевой. – Государство заинтересовано в пополнении наших авиакомпаний отечественными самолетами и оказывает поддержку предприятиям, которые их строят. Сейчас предпринимаются все шаги для замещения иностранных товаров – не только в авиационной отрасли, везде.
– Ульяновская область последовательно заявляет о нетерпимости к нахождению в российской авиации самолетов иностранной сборки, -согласен с позицией Сторчевого губернатор Сергей Морозов. – Я считал и считаю, что мы можем выпускать хорошие самолеты, по- своим техническим характеристикам ничем не уступающие зарубежным аналогам. Но для этого надо реально заниматься поддержкой авиации.
Самолет для будущего
Огромные надежды в развитии транспортной авиации возлагаются как раз на полностью российский самолет – Ил-76МД-90А, который собирается на заводе ЗАО «Авиастар-СП» в Ульяновске. Сейчас производство этого наследника легендарного транспортника Ил-76 обеспечено крупным заказом Министерства обороны Российской Федерации. До 2020 года «Авиастар-СП» должен поставить 39 единиц Ил-76МД-90А, причем два борта передадут по контракту уже в 2014 году.
– Сегодня правильность решения о передаче производства самолета, который раньше собирался в Узбекистане, в Ульяновск абсолютно бесспорна, -говорит руководитель проекта ЗАО «Авиастар-СП» Александр Данилин. -Потеря этого самолета была бы невосполнимой утратой для нашей промышленности, и ушли бы годы на восполнение подобного типа самолетов для транспортной авиации.
С ним согласен командующий военно-транспортной авиацией России Владимир Бенедиктов, который с Ил-76МД-90А уже знакомился.
– Мы этот самолет ждали, надеемся на его серийное производство, – сообщил Бенедиктов. – Знаю, что «Авиастар» готов наращивать объемы и мощности производства. Самолет, считаю, будет очень полезен в будущем.
Замдиректора ОАО «Ил» по маркетингу Владимир Беляков заявил, что новый самолет ни в чем не уступает, а во многом и превосходит зарубежные аналоги.
– Ил-76МД-90А отвечает всем мировым стандартам, может выполнять все задачи военно-транспортной авиации, – заявил Беляков. – По сравнению с предыдущей модификацией нам удалось понизить шумность самолета, что раньше не вписывалось в европейские нормы. И теперь у Ил-76 большое будущее – в том числе есть уже идеи по следующим его модификациям.
Представитель «ОАК-ТС» Андрей Аришин раньше работал на этом ульяновском заводе и сейчас считает, что компания находится на правильном пути. Задачи были озвучены очень серьезные – в 2020 году предприятие намерено опередить собственный план и выпускать уже по 20 самолетов в год, чего не было никогда за всю его историю. По словам Аришина, потребность в самолете Ил-76МД-90А велика уже сейчас. Среди заказчиков – и государственные структуры – МЧС, МВД, и коммерческие организации. Большую роль в успехе играет поддержка предприятия со стороны ульяновских властей.
– Губернатор осуществляет, с моей точки зрения, абсолютно правильную поддержку предприятия «Авиастар», -считает Аришин. – Есть интересная программа, работа по привлечению молодых специалистов, их обучению. Генеральный директор предприятия Сергей Дементьев активно работает в этом направлении при поддержке губернатора и правительства области:
Усилия пора консолидировать
Темой форума стало формирование центра российского транспортного авиастроения на базе ульяновского авиастроительного кластера. Ульяновская экономика, которая во многом направлена на поддержку компаний, готовых заниматься этой темой, готова к созданию подобного центра.
– Предпосылками создания центра российского транспортного авиастроения стали и наличие финального сборщика, и развитие кластерных предприятий, – считает первый зампред правительства Ульяновской области Вильдан Зиннуров. – Мы за четыре года прошли путь от 19 предприятий в авиакластередо 64-х. В ближайшие пять лет их станет 200, и в основном все они будут производственной направленности. В прошлом году мы заключили соглашение с «Объединенной авиастроительной корпорацией», сейчас на уровне правительства Ульяновской области уже разрабатывается план действий по поддержке создания центра и по обеспечению его деятельности, и, в принципе, нам понятна его структура. В 2015 году мы создадим управляющую компанию для формирования центра, и в течение десяти лет организуем все его сегменты и элементы – от испытательных центров до центров подготовки кадров.
Сергей Морозов заявил, что центр транспортного авиастроения появится на базе главного авиастроительного предприятия области – «Авиастара», а также рассчитывает на поддержку министерства промышленности и транспорта и в целом правительства страны. В свою очередь, ульяновский центр транспортного авиастроения станет значимым объектом для России.
– Мы считаем, что сейчас назрела необходимость углубления интеграции в авиационной отрасли, – сообщил губернатор. – Последние международные события показывают, что крупным предприятиям страны необходимо консолидировать усилия, а не конкурировать между собой. Пришла пора задуматься о том, как мы можем помочь друг другу эффективно работать на общий результат. К Министерству промышленности нужно обратиться с предложением о разработке программы, которая создаст условия межкластерного взаимодействия. В свою очередь, наш регион готов выступить интегратором такого взаимодействия, а региональный кластер мог бы стать базовым.
Федеральные эксперты, представители власти и крупных предприятий согласились с тем, что Ульяновская область может считаться флагманом транспортного авиастроения.
– Регион в качестве площадки производства транспортных самолётов, безусловно, имеет положительные перспективы, – заявил руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Это касается и всех модификаций Ил-76, и тяжелого транспортного самолета Ан 124, и проектируемого многоцелевого самолета, создаваемого совместно с индийской стороной. Кроме того, ряд центров компетенций, созданных в Ульяновской области, позволит ЗАО «Авиастар-СП» стать полноправным и весомым участником большинства авиастроительных программ, реализуемых в России.
В послании участникам форума президент ОАО «ОАК» Михаил Погосян отметил, что Ульяновск и завод «Авиастар» становятся важным элементом в стратегии объединенной корпорации.
– Основная стратегическая задача отечественного самолетостроения -это достижение долгосрочной конкурентоспособности в ряду лидеров глобального рынка, – заявил Погосян. -Уверен, что ЗАО «Авиастар-СП» и Ульяновская область имеют большие перспективы в развитии российского самолетостроения в целом и транспортного сегмента в продуктовой линейке «ОАК».
Большие надежды возлагаются на ульяновскую особую экономическую зону (ОЭЗ), которая предоставляет участникам авиационного кластера возможность с меньшими затратами организовать свое производство.
– Ульяновский кластер создается в том числе затем, чтобы ряд компетенций вывести из крупных компаний на аутсорсинг и воспользоваться теми льготами, которые предоставляет ульяновская ОЭЗ, – сказал заместитель директора департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли России Сергей Фоминых. -Поставщики видят, что делается уже многое. Налицо желание и производителя головного изделия – «Авиастар», и компаний-поставщиков сотрудничать и дальше развиваться. И стоит сказать, что ульяновская продукция уже конкурентоспособна.
Василий СТЕПАНОВ.