Контраварийному вождению начали учить ульяновских водителей. Хотя, считает автолюбитель с солидным опытом вождения Ольга Ягирская, уроки профессиональных инструкторов будут полезны и мужчинам, и женщинам.

Она рассказала «СК», чему учат гонщики в этой школе.

«Водитель не справился с управлением», – частая причина, указанная в отчетах о крупных ДТП. Виновник или участник аварии часто объясняет, что машина его не послушалась и ее понесло «не туда». Только лишь знание Правил дорожного движения и те элементарные навыки вождения, которые дают инструктора рядовых автошкол, в экстремальных ситуациях не спасают. Особенно в условиях снежных заносов, гололеда, мокрого асфальта и дороги, покрытой щебнем или песком. И водителей учат навыкам, которые пригодятся именно в экстремальных и нештатных дорожных ситуациях.

– Нам объяснили важность многих мелочей, – рассказывает Ольга. – Важно, как ты сидишь за рулем: нужно сидеть прямо, тогда организм всегда будет собран и четко отреагирует на дорожную ситуацию. Как ни странно, в такой позе человек устает меньше, чем когда он вальяжно разваливается в кресле. В повороте важно не наклонять голову: она должна работать, как гироскоп, а наклон дезориентирует человека в пространстве. То, насколько быстро устанут твои руки, зависит от их положения на руле. А руль нужно не толкать, а тянуть, чтобы он поворачивался под твоим весом.

– Знаю, что ты уже много лет за рулем, неужели недостаточно собственной практики?

– Практика – дело хорошее, но мы все по-разному талантливы, в том чиси в вождении. Есть мужчины, которым, может, эта школа вовсе не нужна.

А кто-то до этих, казалось бы элементарных, вещей никогда самостоятельно не дойдет. Я многое делала на интуитивном уровне, а теперь все четко уложилось в голове, структурировалось. Новые знания захотелось применить сразу после занятия, и мой сын следил за правильностью моих действий и визжал от восторга. Думаю, эти занятия особенно полезны для начинающих водителей. В нашей группе была девушка, которая всего две недели как села за руль. За три часа она сэкономила года три практического вождения.

– О каких аварийно-опасных ситуациях шла речь?

– Нужны навыки, отработанные до автоматизма, чтобы правильно входить во все повороты. Хорошо просто соблюдать правила, но нужно сделать маневр аккуратно, красиво и быстро. И никого не задеть! Мы говорили как раз не о правилах, а о том, как управлять автомобилем.

Много внимания уделили поворотам: как правильно рассчитать угол поворота, скорость и радиус движения.

Например, обгон – сложное действие.

Чтобы совершить его, ты рассчитываешь свою скорость, скорость того автомобиля, который ты обгоняешь, и того, который идет тебе навстречу.

– Чем для тебя были полезны эти уроки? Можно сказать, что ты лучше узнала свою машину?

– Я почувствовала себя увереннее.

Приведу сравнение: ты хорошая хозяйка на своей кухне, прекрасно варишь супы и каши. И вдруг идешь на мастер-класс к повару и готовишь фетучини с лососем в сливочном соусе. Эта школа нужна тому, кто хочет повысить свой профессионализм.

Если говорить о моей машине, то, как известно, современные автомобили нашпигованы электроникой. Оказывается, на моем полноприводном «РАФике» не получается тормозить на ручнике, он не подходит для таких вещей, как полицейский поворот на ручнике. Когда машина начинает буксовать, она сама включает второй мост. И когда уходишь в занос, тоже включается блокировка: машина хочет самостоятельно следить за дорожной ситуацией. А наши преподаватели любят сами контролировать машину и ездят только на «механике». Когда инструктор показывал упражнение на моей машине, он на время отключал автоматику. Но я не буду этим пользоваться: посто янно переключать скорости это неудобно. Хотя на «механике» я тоже умею ездить.

Вскоре учеников школы контраварийного вождения ждет второй этап обучения: езда на подготовленном «УАЗе». В условиях слякоти они отработают навыки сопротивления выносам. И, может быть, некоторые рискнут принять участие в гонках.