Сразу две документальные выставки, посвященные 100-летию со дня начала Первой мировой войны, открылись в Краеведческом музее и музее «Симбирская классическая гимназия». Волна подобных проектов, связанных с выставочной деятельностью, публицистикой, книгоизданием и театральными постановками, прокатилась в целом по России. Наши выставки в этом плане уникальны тем, что показывают судьбы симбирян, так или иначе принявших участие в той кровавой войне.

Герой с этикетки

Экспозиция, развернувшаяся в Краеведческом музее, прослеживает судьбы симбирян участников боевых действий, а также рассматривает жизнь Симбирска в 1914-1918 годы. К слову, это совместный проект областного, Сенгилеевского, Сурского, Кузоватовского краеведческих музеев, Государственного архива Ульяновской области, музея патронного завода и клуба моделирования «Батальное искусство».

Документы и фотографии сообщают о воинских полках, сформированных или временно находившихся в Симбирской губернии. Как рассказал научный сотрудник отдела истории Марат Гисматуллин, здесь был создан Пятый литовский уланский полк, который отправился воевать в первые же дни после объявления войны. Его драгун Иван Тюленев лично передал свою фотографию военных лет в Сурский краеведческий музей. Выставка рассказывает об очень разных судьбах. Например, Владимир Гернет был военным ветеринаром. А Юрий Кролюницкий, чьей фамилией названа улица в Ленинском районе, к началу войны находился в эмиграции в Париже, где был военным врачом французской армии. Другой наш земляк, Владимир Шелиховский, находясь в Галиции, собрал большую коллекцию военных фотографий, часть которых была распечатана для выставки в крупном формате и при этом не потеряла качества. Альбом с более чем сотней снимков хранился в личном архиве краеведа Сергея Львовича Сытина. Буквально накануне открытия выставки в музей прислал групповую фотографию москвич Павел Мохов: на карточке изображен его прадед, старший унтер-офицер Андрей Мохов, уроженец села Княжуха Алатырского уезда (ныне Сурского района), награжденный за годы Первой мировой всеми четырьмя георгиевскими крестами и двумя георгиевскими медалями. В музее можно увидеть немало любопытных экспонатов: подсвечник из патронов и гильз, сделанный на фронте в 1914 году.

Холодное и огнестрельное оружие русской, австрийской, прусской армий, обмундирование в том числе шинель, сшитую в Симбирске. Редкие экспонаты ленты на полковые знамена. Это накладная Георгиевская лента для знамени и Александровская юбилейная лента 105-го пехотного Оренбургского полка. Каким образом она оказаласьв Симбирске, неизвестно, и задача историков найти связь этих экспонатов с нашим городом. Известным героем войны был донской казак Козьма Крючков: не сообщается, был ли он в Симбирске, но здесь сохранились спичечные коробки с его портретом на этикетке. Его, первого награжденного Георгиевским крестом это случилось уже в августе 1914 года, изображали даже на фантиках конфет.

В Симбирске, вдали от театра военных действий, война тоже давала о себе знать. Город жил по законам военного времени: был введен комендантский час, за нарушение которого полагался штраф, велась борьба с пьянством.

Перебои с поставками продовольствия и других товаров привели к внедрению карточной системы: карточки выдавали не только на хлеб, но и на дрова. К войне имел отношение даже дом-памятник Ивану Гончарову: его строили для размещения ученой архивной комиссии, но здесь, как и во многих других зданиях, размещался госпиталь на 200 коек.

Тарелка на память

Уже в августе 1914 года в Симбирске появились первые военнопленные. Порядка 600 человек занимались строительством патронного завода, около 900 строительством железнодорожного моста через Волгу. Фрагмент этого монументального сооружения представлен на выставке. А здания патронного завода, построенные австрийцами и пруссаками по проекту архитектора Федора Ливчака, стали неким музеем под открытым небом, напоминающим о событиях столетней давности. Один из пленных вырезал из дерева и подарил местным жителям большую тарелку с надписью: «На память от пленных австрийцев. 1917 год».

Кроме того, в Симбирске жили люди, сосланные из прифронтовой территории. Например, католические священники из Восточной Галиции.

Сохранилась их переписка и два киота настольный и настенный, выполненные в XIX веке из красного дерева и самшита.

Многие симбиряне попадали в плен. Например, прапорщик Николай Никифоров: в АвстроВенгрии он получил открытку из Симбирска и вместе с ней вернулся домой. Любопытна переписка Глеба Рогозина с братом. Сын известного симбирского садовода, сам известный исследователь, научный сотрудник естественно-исторического музея Глеб Рогозин во время войны оказался в составе русскойдобровольческой армии во Франции и воспользовался предложением эмигрировать в Северную Африку. Оттуда он писал на родину.

В годы Первой мировой в Симбирске был создан военно-промышленный комитет, заказы которого выполняли и симбиряне-кустари, и промышленные производства. Мастера шили шинели, палатки, сапоги, полотно поставляли суконные фабрики. А когда немцы впервые применили оружие массового поражения иприт и хлор, то в Симбирской губернии, близ Сенгилея, начали строить завод отравляющих веществ.

«Долой войну!»

Сотрудники музея «Симбирская классическая гимназия» рассказывают о гимназистах, принявших участие в Первой мировой войне. Георгиевским кавалером стал семиклассник, сбежавший на фронт практически мальчишкой. Илья Горечушников в годы Первой русской революции совершил проступок: изрезал портрет государяимператора.

Как говорится, кто в молодости не был либералом, поясняет завмузеем Ирина Макеева.

Но история расставляет все по своим местам, и в ноябре 1916 года Горечушников погиб за Отечество, находясь в разведке.

Сохранилось большое количество личных вещей врача военно-санитарного поезда Сергея Панова золотого медалиста Симбирской классической гимназии: перо, зонт, книги, фотографии, тяжелая гильза от снаряда, которую он привез с театра боевых действий. Он прошел всю войну, включая крупнейшие сражения Галицийскую битву 1915 года, на которой он получил тяжелое ранение, и Брусиловский прорыв.

В годы войны активно создавались традиции помощи, благотворительности. На трагические события откликались и учебные заведения. Например, накануне Рождества 1915 года симбирская дворянка Екатерина Перси-Френч выделила крупную сумму на сладкие подарки воспитанницам Женской гимназии Якубович, но девочки отказались от них в пользу больных офицеров и солдат.

Выставка показывает, как постепенно менялось отношение к Первой мировой войне. Если вначале были популярны лозунги «За веру, царя и Отечество», а после Февральской революции «Война до победного конца», то к октябрю 1917 года, когда положение в стране еще более обострилось из-за затяжных военных действий, голода и беспорядков, появились лозунги «Долой войну!».

Государственный архив Ульяновской области предоставил уникальный увесистый том протоколов заседания Симбирского совета народных комиссаров. Он открыт на странице, где описывается факт, как председатель Симбирского губисполкома Михаил Гимов отрицательно отнесся к сепаратному миру. При создании выставки использовались и материалы, найденные учениками ульяновской школы № 6, участниками Малых Сытинских чтений. Это почтовые открытки, отправленные в годы войны из Симбирска в Австро-Венгрию.

Авторы выставок говорят, что в следующий раз они уже не смогут назвать Первую мировую войну забытой или малоизвестной. Кстати, во многом им помогла книга краеведа Юрия Ефимова «Симбирск в годы Первой мировой войны», которая с 2006 года стала настольной для ульяновских историков.