22 августа в Ульяновске представлена концепция стратегии развития культуры до 2025 года. В ней отражено современное состояние отрасли, а также возможные перспективы. Автором концепции является кандидат исторических наук, культуролог, директор автономной некоммерческой организации по развитию исследований и проектов в области культуры и искусства «Новый институт культурологии» Нина Кочеляева из Москвы.
Концепция была представлена в ходе заседания Совета по развитию культуры. Как рассказала Кочеляева, подготовка стратегии развития заняла несколько месяцев. Группа учёных под её руководством объехала все районы Ульяновской области за исключением Павловского. Исследование проводилось путём собеседований и анализа статистических данных, предоставленных областным Минкультом. После все собранные материалы систематизировали, и подготовили саму стратегию.
Кочеляева отметила направления культурной политики, которые уже реализуются в регионе. Это инвестиционное направление, меры по поддержанию инфраструктуры, совершенствование материально-технической базы, развитие кадрового потенциала области, сохранение культурного наследия. Также она обратила внимание на политику поддержания культурного разнообразия и социальной сплочённости населения. Подчеркнула этническую политику и политику поддержки различных культурных сообществ, проживающих на территории Ульяновской области. Не обошла вниманием новые направления: поддержка и развитие творческих индустрий, развитие туризма, проектной деятельности.
В ходе исследования были выявлена дифференциация распределения бюджетных средств по муниципальным образованиям. Больше всего денег на культуру тратят в Ульяновске, Димитровграде, Новоульяновске, Карсунском район. В аутсайдерах по этому показателю Мелекесский, Базарно-Сызганский и Павловский районы. По душевым расходам на культуру в лидерах Карсунский район, Сурский, Старо-Кулаткинский, Сенгилеевский районы. В аутсайдерах – Инзенский и Чердаклинский районы.
Расходы на культуру в регионе снизились в 2013 году. С 2004 по 2012 год они повышались. Но такая ситуация характерна для всей России.
Также она отметила, что у Ульяновской области нет своего закона о культуре, но он компенсируется нормативно-правовыми актами, которые регулируют различные направления деятельности в сфере культуры.
В ходе исследования были выявлены основные проблемы отрасли: недофинансирование, старение кадрового состава, преобладание советской модели управления культурой, необустроенность прилегающей территории. «Руководители не анализируют интересы населения, проводят дискотеки, потерявшие актуальность 20-30 лет назад», – говорит Кочеляева.
Самая главная проблема, по её мнению, состояние клубов. В настоящее время уменьшается количество участников клубных формирований и число самих клубов. У них нет предложений досуга для взрослого работоспособного населения. Единственное что увидели исследователи – в Солдатской Ташле был кружок женской тяжёлой атлетики. Но всё остальное пространство было пусто.
В тоже время было признано, что культура – один из стратегических факторов развития региона.
Стратегия развития культуры Кочеляевой была определена как система приоритетов, целей и принципов, направлений и задач государственной культурной политики.
Основные цели – это формирование экономического потенциала, творческого потенциала, единого творческого пространства, создание условий для развития культуры и искусства. Также она отметила необходимость сохранение и воспроизводство кадрового потенциала, содействие развитию культурных индустрий, сохранение культурного наследия.
Более подробно со всем можно ознакомиться самому в аналитическом отчёте, который будет размещён на сайте регионального Минкульта, а также фонда «Ульяновск – культурная столица». Итоговое совещание по составлению стратегии развития региональной культуры намечено на 10 сентября. После документ будет утверждён региональным правительством.