Как, зачем и кто должен проверять счетчики, установленные у нас в квартире? Должны ли мы за это платить? Очень много вопросов возникает у жителей в связи с проведением поверки индивидуальных приборов учета. За разъяснениями мы обратились к специалистам Министерства строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области.

Начнем с того, что поверке подлежат все приборы учета обязательно. Иначе и быть не может. Представьте, что вы пришли в магазин, продавец колбаски отрезает и кладет на весы, где стрелка уже на делении 100 г стоит. Обвес! Конечно, вы будете возмущены, что отсчет не с нуля, а сразу со ста граммов начинается. Точно так же и со средствами измерения потребления воды, газа, электричества, по всем коммунальным ресурсам – прибор должен быть в порядке, и это требование закона.

К использованию допускаются приборы учета только утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии счетчика утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки и об установленном межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Межповерочный интервал (время от прошлой поверки до следующей) определяется для каждого типа приборов учета и указывается в паспорте счетчика. В течение гарантированного срока службы счетчика прибор может быть поверен несколько раз.

Помимо этого, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ №354, на исполнителя возложена обязанность проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях приборов учета путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки. Данные проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

Первоначальная поверка счетчиков производится службой государственного поверителя при изготовлении счетчика на заводе, о чем делается отметка (штамп) в паспорте прибора и на пломбе, располагающейся на самом счетчике. Срок следующей поверки исчисляется не от даты установки счетчика, а от срока первоначальной заводской поверки. Счетчики подлежат периодической поверке даже в том случае, если они не используются, а просто находятся на хранении.

Поверка должна проводиться в сроки, установленные технической документацией на прибор учета. Всю ответственность за надлежащее состояние и исправность, а также за своевременную поверку имеющихся у вас счетчиков несете именно вы – владелец. Так, при истечении срока межповерочного интервала, указанного в паспорте прибора, вы заранее должны позаботиться о его поверке. В случае отказа со стороны абонента своевременно предоставлять прибор учета для проведения поверки, расчет размера платы будет производиться исходя из действующих нормативов потребления.

Результатом поверки является подтверждение Ульяновским центром, метрологии и сертификации» пригодности или непригодности счетчика к применению, которые действительны в течение межповерочного интервала. В случае прохождения поверки, Государственной метрологической службой устанавливается интервал до следующей поверки. Данная информация отражается в «Свидетельстве о поверке».

Согласно тем же Правилам предоставления коммунальных услуг, обязанность осуществлять ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки возложена на организации, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Ввод в эксплуатацию – это документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги. Бывает, что жители путают установку счетчика и его ввод в эксплуатацию. Например, нам в редакцию зачастую приходят жалобы, что на установленный прибор учета, мол, выставляют счета по нормативу. А происходит это как раз потому, что прибор хоть и присутствует, но официально это не оформлено и показания его не учитываются.
То, что установленный прибор подолгу не вводится в эксплуатацию, – нарушение. На самом деле счетчик должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан, начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний этого счетчика.

Прибор учета считается вышедшим из строя при возникновении одного из следующих случаев:

прибор учета не отображает результаты измерений;
нарушены контрольные пломбы и (или) знаки поверки;
имеются механические повреждения прибора учета;
показания прибора учета превышает допустимую погрешность;
истек межповерочный интервал поверки.

Потребитель в случае выхода прибора учета из строя обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней. Если потребуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель должен быть извещен о проведении указанных работ не менее чем за два рабочих дня.

Счетчик вводится в эксплуатацию по заявке собственника, поданной исполнителю. После ремонта, замены и поверки прибор учета вновь подлежит вводу в эксплуатацию. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы. Плата взимается только в случаях, когда опломбирование счетчика производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Оплата монтажных (демонтажных) работ, услуг по доставке на поверку, а также услуг по поверке средства измерения возложены на владельца средств измерений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.