26 августа на базе Агропромпарка заместитель министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов региона Вячеслав Рожнов провел совещание по вопросу работы Ульяновского сахарного завода в Цильнинском районе.
«С 2000 года валовой сбор свеклы увеличился более чем в три раза. В 2009-2010 гт была засуха, поэтому эти годы оказались провальными. В 2012 году был зафиксирован максимальный валовой сбор свеклы – 599 тысяч тонн. В 2013 году посевные площади сократились до 14200 гектаров, но урожай значительно вырос. Связано это с тем, что улучшились технологии посевы, мы все об этом знаем. В 2014 году посевных площадей сахарной свёклы было уже 12734 га. Возделыванием этой культуры у нас занимаются предприятия в Цильнинском, Чердаклинском, Ульяновском и Майнском районах. В этом году прогнозируется валовый сбор 388 тысяч тонн сахарной свеклы. Уборку сахарной свеклы планируется начать 1-10 сентября, а закончить должны 15 октября.
Для уборки у нас имеется 59 свеклоуборочных комбайнов. При средней вырубки комбайном 400 га сахарной свеклы за сезон Ульяновская область может убрать 24000 га. Таким образом, Ульяновская область полностью обеспечена техникой для уборки свеклы. Для контроля за качеством свеклы в Ульяновской области работает независимая аккредитованная лаборатория по определению качества сахарной свеклы. Многие сельхозпредприятия области заключают договоры со станцией агрохимической службы для проведения независимой экспертизы качества продукции. ОАО «Ульяновский сахарный ззавод» готово приступить к приемке сахарной свеклы с 1 сентября. Приемка будет проводиться с 7 до 23 часов. В случае массового привоза сырья предприятие готово сделать приемку круглосуточной.
За день предприятие принимает до 6000 тонн свеклы. Договоры на прием сахарной свеклы будут заключаться непосредственно перед уборкой. Стоимость сахарной свеклы составит 1800 рублей за тонну. Также договором предусмотрена компенсация 40% транспортных расходов. Отгрузка сахарного песка будет осуществляться через три дня после сдачи свеклы. Отгрузка будет осуществляться круглосуточно. Объем отгрузки 300 тонн в сутки», – начал совещание Вячеслав Рожнов.
После вступительного доклада заместитель министра сделал отступление, сообщив, что в информации из доклада не соблюдены сроки. То есть за 45 дней предприятию невозможно будет принять 380 тонн свеклы при среднесуточной приемке 6000 тонн. Получается, что приблизительно 64 дня при нормальных погодных условиях сахарный завод будет принимать поставки свеклы. Однако позже было сказано, что по возможности приемка будет вестись 24 часа в сутки. Производительность завода 4500 тонн в сутки, поэтому при круглосуточной работе будет приниматься столько, сколько будет возможно разместить. Если такой возможности не будет, то придется остановиться.
Готовность завода
Завод уже достаточно старый, построен в 1967 году и до сих пор является единственным в области. Поэтому, несмотря на множественные попытки модернизировать производство, охватить большие объемы и еще больше увеличить производительность невозможно и чревато тяжелыми последствиями.
Несмотря на это, на данный момент завод готов на все 100%, необходимые ремонтные работы были проведены. В ремонт и реконструкцию производственной базы вложено около 60 миллионов рублей. Не осталось ни одной станции переработки в первоначальном виде. Полностью переделали тракт подачи свеклы и удаления жома, построили новое диффузионное отделение, реконструировали станции очистки сока и фильтрации, заменили центрифуги, расширили сушильное отделение. Кроме этого отремонтировали 45 лотков, по которым с кагатных полей поступает сырье. Через два года лотки будут заменены полностью. К 20 августа сделали так называемую холодную прокачку всего оборудования. Завод принят комиссией на «хорошо». Незначительные замечания устранены в течение суток. Не позднее второго сентября оборудование пройдёт горячую прокачку. Не позднее восьмого сентября планируется запустить предприятие в эксплуатацию.
Есть и проблемы. Завод в плане ремонтной базы на 60 процентов изначально был завязан на Украину. Как быть теперь? Губернатор, который недавно побывал на зводе, успокоил: «Мы сейчас завершаем формирование программы импор-тозамещения. Ко мне обратились представители средних предприятий с просьбой обеспечить их заказами на металлообработку, в том числе на изготовление комплектующих и запасных частей для сахарного завода». Губернатор поручил заместителю председателя правительства – министру сельского, лесного хозяйства и природных Александру Чепухину оперативно изучить ситуацию с элеваторами и предприятиями переработки региона, у которых могут возникнуть аналогичные трудности. Цель одна: во избежание их зависимости от Украины создавать собственное производство и ремонтную базу.
В этом году к заводу была сделана хорошая подъездная двухполосная дорога, забетонирован съезд к общей дороге. Для выгрузки на данный момент полностью готовы восемь бумов, остальные три не готовы. Связано это с тем, что они ждут редукторы, которые производятся на Украине. Договоры на поставку запчастей были заключены, но самих запчастей нет. Сейчас ищут российских поставщиков, которые могли бы произвести нужные запчасти.
Скоро будет произведен горячий пуск. Его делают незадолго до начала производства, чтобы оборудование не успело остыть. Приемка будет вестись на старых условиях. Отгрузка будет проходить по графику, потому что в этом году, в отличие от прошлого, предприятие будет в первую очередь отгружать коммерческий сахар, чтобы погасить долги по кредитам, в меньшей степени будут отгружать довольческий сахар. Поэтому предприятия должны будут заранее записываться в график, чтобы не оказаться без сахара. Ежедневно ОАО «Ульяновский сахарный завод» будет отгружать по 500 тонн сахара: 300 тонн – это коммерческий сахар, а, соответственно, 200 тонн – довольческий. Если коммерческий сахар не будет грузиться, то довольческий будут отгружать в больших объемах.
Дураки и дороги
Завод работает стабильно. Все вопросы, вплоть до дежурства представителей минсельлесхоза на приемке продукции, привлечения в необходимых случаях независимых лабораторий, решаются в рабочем порядке. Александр Чепухин высказал пожелание: «Предлагаю нашим свекловодам создать и зарегистрировать ассоциацию, которая будет отстаивать их права. Пригласить в неё юриста, поручить ему в интересах свекловодов судиться со страховыми компаниями, поставщиками средств химической защиты растений, регулировать отношения с Ульяновским сахарным заводом, который является для них единственным закупщиком. Пример перед глазами: Ассоциация крестьянских фермерских хозяйств (AKKOP) региона, которая великолепно работает».
Больше всего вопросов у поставщиков возникло не к самому сахарному заводу, а к ГИБДД. Те предупредили, что случаи нарушения правил дорожного движения будут непременно пресекаться, в частности, традиционный вопрос движения автомобилей с перегрузом. Однако поставщиков волновало не это, а реальная возможность подъехать к сахарному заводу. Заезд к заводу с основной дороги затрудняется высокой скоростью движения автомобилей по трассе и созданием помех большегрузом для других участников движения. Решения этой проблемы принято не было, однако варианты были рассмотрены и в скором времени совместно с дорожниками и ГИБДД будут решаться. Среди прочих было предложено установить временные знаки ограничения скорости, камеры фотофиксации нарушений скоростного режима и временный светофор. Последний, несмотря на всю универсальность, оказался не самым приятным для собравшихся, так как все понимали, насколько это сложно физически, юридически и материально. Вероятно, в кратчайшие сроки получится лишь установить временные знаки, да и те не по инициативе ГИБДД. А вот камеры фотофиксации нарушений, возможно, появятся, ведь ГИБДД знает, что место проблемное. Скорее всего, такие камеры действительно облегчат труд водителей большегрузов, ведь ни что так не напугает автовладельцев, как шанс получить штраф.
Фермеры обратились с вопросом, почему водителей грузовиков штрафуют за то, что те перевозят сыпучий груз без тентов, несмотря на то, что свекла не является таковым. Представитель ГИБДД Рафаэль Жахимович Рахимов пообещал разобраться с этой ситуацией, а вот разговаривать насчет поблажек для перевозчиков сельскохозяйственной техники и грузов наотрез отказался. Закон – есть закон, поблажек ни для кого быть не может.
Влад КАТАЛЫМОВ