В редакцию «Молодежки» обратился Владимир Кузьмич Воробьев, краевед из Майнского района. Он предложил рассказать о том, как 140 лет назад педагог и просветитель Илья Николаевич Ульянов проводил съезды учителей. Мы поддержали эту идею и заодно решили сравнить их с современными слётами педагогов. Тем более, сейчас в Ульяновской области как раз проходит ежегодный региональный образовательный форум «Вместе – в будущее!»
Талантливый педагог и просветитель Илья Николаевич Ульянов (1831-1886), отец Владимира Ульянова (Ленина), в своей многолетней напряженной деятельности как инспектора, а затем директора начальных народных училищ Симбирской губернии много внимания уделял подготовке и повышению квалификации учительских кадров. Это объяснялось тем, что в начале 1870-х годов учителя школ губернии, как правило, не имели специального педагогического образования. Большую помощь им оказывали учительские съезды, созываемые Ильей Николаевичем, которые он рассматривал «как временное средство для ознакомления учителей народных школ с методами и приемами разумного современного преподавания предметов» (здесь и далее цитаты из книги, опубликованной И.Н. Ульяновым в 1875 году).
Учительские съезды Ульянов проводил в уездных городах губернии: в 1870 году в Сызрани и Буинске, в 1871-м – снова в Сызрани, 1872-м – в Курмыше, в 1873 и 1874 годах – в Карсуне и Симбирске.
К организации съездов народных учителей он подходил творчески, пропагандируя на них последние достижения педагогической и методической теории и практики. Яркий пример тому – учительский съезд в Симбирске 1-15 сентября 1874 года.
«Украшение времени»
Этот съезд занимал особое место в ряду других. Он был вторым для учителей Симбирского уезда и первым – для педагогов уезда Сенгилеевского. Он оказался самым представительным их всех проведенных до этого. В его работе участвовали 60 учителей, 18 учительниц (до революции 1917 года учительство было преимущественно мужской профессией – Прим. ред.) и 11 законоучителей из Симбирского, Сенгилеевского, Буинского, Алатырского и Карсунского уездов.
Впервые на открытии мероприятия присутствовали высокие чиновники: прибыл симбирский губернатор Н.П. Долгово-Сабуров, директор Симбирской классической гимназии И.В. Вишневский и ее инспектор И.Я. Христофоров, члены Симбирского уездного училищного совета Н.А. Языков (племянник поэта Н.М. Языкова), В.Ф. Боголюбов и другие.
Весьма примечательным был и тот факт, что почти половина учителей (27 из 60) являлись недавними выпускниками двухгодичных педагогических курсов при Симбирском уездном училище, которыми непосредственно руководил Илья Николаевич. Своим ученикам, которых называли «ульяновцами», а ещё «украшением времени», он поручил вести основные занятия на съезде.
Любопытно, что впервые заседания съезда отражались в статьях И.Я. Христофорова, опубликованных в газете «Симбирские губернские ведомости» 3, 17 сентября и 12 октября 1874 года.
Как проходили занятия
Учительский съезд, по замыслу Ильи Николаевича, «только тогда имеет всестороннее значение, когда на съезде устраивается временная школа для практических занятий преподавателей». Такая школа состояла, по традиции, из двух отделений: в первое входили 12 учеников, занимавшихся около года в приходских училищах в Симбирске, а второе состояло из 8 совершенно не грамотных мальчиков.
Съезд учителей в Симбирске отличался интенсивностью занятий. На утренние и вечерние заседания программой, разработанной Ульяновым, отводилось по 4 часа, и общая продолжительность рабочего дня равнялась восьми часам. По утрам шли показательные уроки по всем предметам курса начальных народных училищ. Их проводили порядка 10 «ульяновцев», для которых эти уроки были своеобразным ответственным экзаменом на педагогическую зрелость и методическое мастерство перед сотней присутствующих.
Кроме этого, учитывая недостатки занятий прежних лет, Ульянов предложил участникам обсуждать конспекты уроков накануне их проведения. «Такое предварительное обсуждение уроков обнаружилось на съезде тем, − писал он, −что почти все уроки были более или менее удачны, а неудовлетворенных уроков было очень немного».
Ценные уроки
Много новых, полезных для себя знаний и сведений получили на съезде народные учителя. На уроках чтения они наглядно ознакомились с возможностями новейшего звукового метода обучения детей грамоте. С большим вниманием следили за ходом уроков объяснительного чтения. Образцовыми были уроки арифметики по методу Грубее-Паульсона с использованием шведских счетов, кубиков, мер длины и так далее.
Новым методом было то, что «во время перемен, между уроками, ученики были руководимы учителями в их играх», то есть учебная работа органически сочеталась с воспитательной.
Иначе проходили вечерние заседания. Помимо анализа утренних показательных уроков, разбора достоинств новых методов обучения и обсуждения некоторых актуальных вопросов школьной практики, поставленных Ильей Николаевичем (например, о классной дисциплине и телесных наказаниях детей), на них читались и обсуждались конспекты уроков, а также специальные рефераты на педагогические и методические темы, подготовленные «ульяновцами» по заданию Ульянова. Всего было заслушано 9 рефератов и 6 «особых мнений» к ним.
Делиться надо
На вечерних заседаниях некоторые педагоги знакомили своих коллег с программами преподавания отдельных предметов на учебный год. «Такого рода сообщения, взятые из опыта, − отмечал И.Н. Ульянов, − были весьма ценны для съезда и, по всей вероятности, на будущее время многие из учителей последуют примеру своих товарищей».
Сейчас можно с полной уверенностью утверждать, что второй учительский съезд в Симбирске в 1874 году явился крупным событием в культурной и общественной жизни Симбирской губернии.
Однако он был и последним. Царское правительство, напуганное активностью народных учителей на съездах, признало их «явлением в педагогическом отношении сомнительным», а «в политическом – вредным».
Что сейчас?
Современные образовательные форумы являются не менее важными событиями для Ульяновска. В этом году форум «Вместе – в будущее!» начался с тематических экспрессов, которые прошли с 14 по 20 августа во всех районах региона. Там были выставки-презентации «Образовательное пространство района», конференции на тему «Образование: в прошлом есть путь в будущее». Кроме того, работали интерактивные дискуссионные площадки по таким направлениям, как организация здоровьесберегающей среды в школах, формирование у дошкольников уважительного отношения к своей семье и чувства принадлежности к ней, а также формирование представлений о культурных ценностях разных народов, об отечественных традициях и так далее.
В работе образовательного экспресса учителя школ и работники детских садов смогли сделать презентации своего педагогического опыта и обсудить проблемные вопросы с представителями всех муниципальных образований.
На дискуссионных площадках регионального форума рассматриваются вопросы реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и защите Отечества», итоги ЕГЭ и мероприятия по повышению качества подготовки к государственной итоговой аттестации 2015 года. Кроме того, особое внимание уделяется направлениям развития профильного образования, организации профориентационной работы, патриотического воспитания.
Всего в рамках регионального форума «Вместе – в будущее!» состоится более 60 крупных мероприятий: встречи с молодыми педагогами, выставки, дискуссии, «круглые столы» — которые продлятся аж до начала октября. А одним из основных итогов форума должно стать формирование Общественной педагогической палаты.
Выражаем благодарность Владимиру Воробьеву и министерству образования Ульяновской области за помощь в подготовке материала.