«Пиковая дама» Пушкина со вчерашнего дня – в репертуаре Ульяновского театра кукол.
Блестящую, умную, красивую постановку осуществил народный артист России Станислав Железкин, основатель и художественный руководитель театра кукол «Огниво» в Мытищах. Накануне премьеры он прилюдно признался в любви к исполнительнице главной роли – народной артистке России Кларине Шадько.
– Это подарок судьбы, – признался Железкин. – Мне несказанно повезло, что именно Шадько играет в моем спектакле. Это актриса, которая не умеет лгать, природа которой – правда.
Графиня Анна Федоровна – царица сцены в этом спектакле. Во всех смыслах. Для нее художник Дмитрий Бобрович при одобрении режиссера соорудил трон, на высоту которого не удается взобраться даже амбициозному Германну в минуты его крайней решимости.
Для нее костюмерами сшит изысканный наряд. Ее портреты порой заполняют все пространство сцены, причем один из них выполнен в два человеческих роста. И сама она, соответственно, позволяет себе все – перебивать рассказчиков, то быть немощной, то внезапно становиться очаровательной и почти молодой. Кларина Ивановна внесла в характер графини столько юмора, что не сдержать смеха. Ей прощается любой каприз, любая проказа – и дело не в возрасте или положении.
– Лично для меня «Пиковая дама» – повесть о проблеме духовности, – поясняет Железкин. – Почему Графиня ни родственникам, ни кому-то другому не «назначала» три карты? Потому что она считала, что людям, которые не имеют жизненного багажа и нравственного, духовного стержня, они принесут гибель. Что и произошло с Германном. Графиня прошла жизненный путь и теперь со снисхождением наблюдает за людьми с высоты: для нее это суета сует. Передача карт это передача понимания «зачем ты живешь на земле, что ты оставишь после себя – зло или добро». Поэтому для меня это очень актуальное произведение Пушкина. Сейчас сколько богатых людей, которые боятся расстаться со своим капиталом – нет бы вложить его в культуру, в искусство! Дворяне занимались меценатством, так как знали: богатство России – в ее духовности.
Без нее мы умрем как нация.
Шадько – единственная актриса спектакля, которая играет без куклы. По словам Железкина, тем самым он показывает контраст между существованием Графини и остальных персонажей: «Для нее люди лишь куклы». Например, кукла Лиза, картинно страдающая из-за беззлобных выходок Графини и манерно разыгрывающая романтическую сцену: это тонкая работа Ольги Лаврентьевой. Томский, досадующий на бабушку, не желающую назначить ему три заветные карты. Все актеры – в масках, но портретное сходство куклы с актером выдает Андрея Козлова. Собратья Томского по карточному столу забронзовевших игрушечных игроков четко и ровно ведут Максим Бизяев, Илья Фалюшин, Вячеслав Вишенин и Артем Трохинов, также исполняющий роль рассказчика.
Особняком стоит Германн – Марк Щербаков. Наиболее цельный, целеустремленный, четко знающий правила игры и жизни, он цитирует их, словно по книге. Но единственный дерзнувший подняться до высот Графини, он же и нарушает все правила – как игры, так и нравственности. «Что наша жизнь? Игра!» прозвучит знаменитая ария Германна из оперы Чайковского «Пиковая дама». И вместо туза с карты усмехнется Графиня.
Анна Школьная