Четыре года назад к 200-летию И. Гончарова я написал комедию «Симбирский греховодник» и предложил её Ульяновскому драмтеатру. Буквально на следующий день раздался телефонный звонок, и я услышал от директора Н. Никаноровой лестную оценку своего произведения и вполне отчетливое желание руководителя театра включить комедию в репертуар театра.

Однако сначала не было главрежа, затем им стал гражданин Литвы Зайкаускас, специалист по режиссуре «современного» толка… Времечко катилось, несколько раз писались коллективные письма весьма уважаемых граждан к губернатору с просьбой поставить единственную комедию из жизни старого Симбирска и тем самым освежить театральный репертуар пьесой из жизни нашего края. В ответ – молчание. Пришёл новый главреж. И я к нему не пошел и не потому, что был обижен театром. Я просто понял, что в Ульяновске главным режиссером является не главреж театра драмы, а губернатор Сергей Морозов. В его творческие планы моя комедия не вписывается, видимо, он усмотрел в ней нечто похожее на ульяновскую действительность. Но комедия — это уже написанная страница в истории культуры нашего края, и вырвать её оттуда не сможет никто, даже губернатор.

PS. Собственно, история мытарства моей пьесы – это сюжет уже для другой комедии.

Комедия «Симбирский греховодник»:
http://ulpressa.ru/2010/12/25/article149658/
http://ulpressa.ru/2010/12/25/article149659/

Любовник переодевался в старуху ( давняя статья из «СК»)

«Симбирский греховодник» – пьесу под таким названием написал к 200-летию со дня рождения Ивана Александровича Гончарова Николай Полотнянко, член Союза писателей России. Главный герой комедии – губернатор Александр Михайлович Загряжский, управлявший Симбирской губернией в 1831-1835 годы.

Интрига, вокруг которой закручивается сюжет, – история отстранения Загряжского от должности губернатора. По сведениям, предоставленным «СК» архивистом Антоном Шабалкиным, версий у этой истории немало. Краевед Жорес Трофимов в своем очерке о Загряжском дал ему высокую оценку: «…в целом это был знающий администратор, не запятнавший своей репутации взяточничеством, тонкий ценитель литературы и искусства». Однако современники Загряжского оставили иные свидетельства.

Шабалкин склонен наиболее правдоподобным считать рассказ Ивана Жиркевича, сменившего Загряжского на посту губернатора. Жиркевич пишет, что его предшественник «был нескромен в речах и часто, без размышления о последствиях, вел разговоры с каждым лицом, не соображая тех связей, с которыми то лицо было в сношениях». Яркий пример – советы князю Дадьяну: мол, тот мог бы найти себе более выгодную партию, чем старшая дочь князя Баратаева. Губернатор намекал на некие отношения, якобы существовавшие между невестой Дадьяна и ее учителем. «Это, конечно, дошло до сведения Баратаева и поссорило его с Загряжским», – пишет Жиркевич. «Оплошностью губернатора поспешили воспользоваться те, кому он чем-либо не угодил», рассказал Антон Шабалкин. Дело дошло до Петербурга. Николай I встал на сторону Баратаева.

Полотнянко за основу пьесы взял водевильную версию жандарма Эразма Стогова. Согласно Стогову будто бы сам Загряжский соблазнил невесту Дадьяна. В своих воспоминаниях он пишет: «…ходили сплетни, что будто бы губернатор Загряжский наряжался старухою и ходил на свидание к теперешней невесте и что будто бы Загряжский так хорошо гримировался, что отец – князь Баратаев – раз встретил старуху-губернатора и не только не узнал, но указал, что дочь его в саду». Своей «победой» Загряжский будто бы хвастался знакомым, поясняя: «Иметь успех в женщине и не рассказать – все равно что, имея Андреевскую звезду, носить ее в кармане». Баратаев намеревался жаловаться дворянству, Дадьян клялся разбить рожу губернатору. Жандарм Стогов решил действовать «для спасения власти губернатора». Он успокоил Баратаева, запугал Загряжского и уговорил Дадьяна принять извинениягубернатора, которые тот должен в его присутствии изложить письменно. Начальству Стогов представил очерк этой истории «в жанре комедии», поскольку установленной формы для переписки в корпусе не было: «Дубельт писал мне, что в общем вышло так юмористично, что читали все и хохотали, а когда я читал шефу, он много смеялся и хвалил мое веселонравие».

Через три недели вышел указ об увольнении губернатора Загряжского и высочайшее повеление «впредь никуда не определять».

Стогов даже опубликовал рассказ о губернаторе Z. в издании «Русская старина». Бывший губернатор тотчас же написал в редакцию письмо-протест. В качестве опровержения он прислал в редакцию формулярный список, согласно которому он продолжал государственную службу и после отъезда из Симбирска и вышел в отставку по болезни только в 1867 году по своему прошению. Редакция принесла Загряжскому свои извинения, в №1 «Русской старины» за 1879 год были опубликованы его письмо и выдержки из формулярного списка. У Полотнянко Загряжский переодевается старухой, чтобы узнать, что говорят о нем в народе. Он неосторожно хвастает интригой с девушкой, но Стогов «замял» дело. И причина отстранения его от должности так и остается тайной.

Антон Шабалкин отсылает к очерку Ивана Александровича Гончарова «На родине», поскольку писатель служил у губернатора (а потому появление Гончарова в пьесе более чем оправданно) и подробно описал его, изменив, правда, фамилии и имена современников. Загряжский – в очерке Лев Улицкий – был веселым, любезным, обходительным человеком, «дамы были от него без ума». Губерния за время его правления не стала ни лучше, ни хуже, поскольку, несмотря на все его порывы и способность уловить суть с первых же слов, сил и желания что-то сделать у него не было. При этом Загряжский-Углицкий был представителен и очень красиво губернаторствовал на приемах и губернаторских выходах.

У Загряжского были крупные долги – 37 тысяч рублей. Гончаров считал, что поводов для отстранения от должности у него было немало, но крупной он называет лишь одну: «Она касалась не дел, а самой личности его, не шла к его сану и положению. Он был… женолюбив».

Упоминал Гончаров и об истории избиения губернатора Дадьяном (без упоминания имен), но не верил, что это стало причиной «отозвания».

Свою пьесу Полотнянко показал актрисам Ульяновского драмтеатра.

Забавный сюжет и колорит языка пришлись, что называется, ко двору. Но, как пояснила директор театра Наталья Никонорова, принять решение о постановке должен художественный руководитель, профессиональный режиссер, который сделал бы эту постановку настоящим событием для города. «Сейчас у театра нет руководителя».

Я на 99 процентов уверена, что мы все-таки поставим эту комедию, поскольку в ней соединяется наш сегодняшний интерес к Гончарову и будущий интерес к Карамзину», – обещает Никонорова. А пока пьесу можно прочесть в журнале «Литературный Ульяновск» №4 (16) за 2010 год.

Анна Школьная

ЗАНАВЕС