По легенде, два года назад знаменитый актер Михаил Ефремов пустил слезу в Ульяновске. Причем не на сцене, а, наоборот, вдали от зрительских взглядов. Случилось это в доме его прапрадеда, знаменитого чувашского просветителя Ивана Яковлева. Бывший директор Симбирской чувашской школы, создатель чувашского алфавита, писатель, талантливый педагог оставил после себя поистине богатое наследие – целую плеяду выдающихся личностей. Общение с ними – самая почетная и приятная обязанность научных сотрудников музея «Симбирская чувашская школа. Квартира-музей Яковлева».

Этой публикацией «СК» продолжает цикл статей об уникальных экспонатах музея-заповедника «Родина Ленина», готовящегося отпраздновать свое 30-летие. И хотя заведующая «яковлевским» музеем Нина Литвинова показала и рассказала об экспонатах, привезенных ею из Москвы и дополнивших экспозицию детской комнаты, чувствовалось: при всей значимости предметов для экспозиции ее саму взволновали встречи с потомками Яковлева – актрисой Аллой Покровской, актером Владимиром Павловым, историком Лидией Некрасовой. Уникальная возможность личной встречи и общения с выдающимися людьми – та часть работы музейщика, которой можно позавидовать.

Лидия Некрасова рассказала Литвиновой о мистическом случае, произошедшем в ее квартире. Случился пожар. Выгорела вся квартира, кроме кабинета. Непонятно, почему дверь сдержала огонь, но по случайному совпадению именно там находился семейный архив, в том числе документы, связанные с Иваном Яковлевым. Архив чувашского просветителя сохранился чудом. А Лидия Дмитриевна, кроме документов, передала музею сплетенный из бисера воротничок. В семье Яковлевых, начиная с супруги Ивана Яковлевича Екатерины Алексеевны, все женщины занимались рукоделием. Лидия Некрасова увлеклась историей и к рукоделию интереса не проявляла. А однажды взяла бисер, нить, иглу и интуитивно – ее никто и никогда бисероплетению не учил – собрала изящный воротничок.

Когда Литвинова впервые собиралась на встречу с Аллой Покровской, она совсем не знала Москву. Ее встречали Павлов и Некрасова. Все вместе сели в метро, и ульяновскую музейщицу поразило, как спокойно отнеслись окружающие к тому, что рядом с ними едет известный актер Московского драматического театра имени Ермоловой. А он, в свою очередь, вел себя очень скромно. Литвинову повели к могиле Ивана Яковлева, а попутно она услышала множество историй о самых разных личностях, похороненных тут же, на Ваганьковском кладбище. Историю Москвы Лидия Некрасова знает как свои пять пальцев. В тот же приезд Литвиновой показали дом, из которого в 1937 году забирали дочь Яковлева – Лидию Ивановну Некрасову: годы репрессии она провела вдали от семьи, в КомиАССР. Собираясь в Москву в следующий раз, Нина Владимировна решила найти этот дом: он был зажат высоткаминовостройками, и хотелось сохранить хотя бы его фотографию. Не исключено, что к настоящему времени его снесли.

Литвинова признается, что поначалу робела. На приглашение Аллы Покровской пройти на кухню ответила вежливым отказом. Представить себе не могла, что будет пить чай в доме артистки театра и кино. А та благодарила музейщицу за то, что в Ульяновске помнят ее мать, внучку Ивана Яковлевича, режиссера Центрального детского театра Анну Некрасову. Алла Борисовна снимала афиши прошлых лет буквально со стен своей квартиры, собственноручно паковала их и все волновалась: «Да как же Вы все это повезете?!». А накануне она попросила сотрудников театра (теперь он называется РАМТом) принять Нину Литвинову и поделиться с ней экспонатами. Так в фондах музея появились афиши, программки, фотографии. Оживляет экспозицию детской костюм из спектакля «Маленький лорд Фаунтлерой», режиссером которого была Анна Алексеевна.

Павлов передал музею стол из дома Яковлевых, эскиз декораций к спектаклю «Конек-Горбунок» и свою награду IX международного фестиваля камерных спектаклей по произведениям Достоевского. Владимир Всеволодович получил приз за моноспектакль по рассказу «Кроткая», запись которого также имеется в музее «Чувашская школа». Он и его сестра Екатерина тоже приняли Литвинову очень радушно, пригласили поужинать за семейным круглым столом.

Кстати, потомки Яковлева по линии Покровских похожи на Ивана Яковлевича и очень этим гордятся. Нужно совсем немного грима, чтобы Михаил Ефремов «превратился» в своего прапрадеда, считает Литвинова.

Анна Школьная