«Крохотный синий томик Пушкина «Капитанская дочка» и кольцовское «Что ты спишь, мужичок» было первое, что я узнал из литературы и что пытался иллюстрировать. Зачем? Кто знает! Не помню сам», – цитируют искусствоведы дневниковую запись нашего земляка Аркадия Пластова. А семья художника сохранила большой холст размером 3,5х6 метров, приготовленный Аркадием Александровичем для масштабной картины, связанной с историей пугачевского бунта.

В Музее Пластова (ул. Гончарова, 16) открылась выставка иллюстраций к «Капитанской дочке» Пушкина. Не те, детские, рисунки, а акварели взрослого художника. Аркадий Александрович выполнил их в 1949 году. Они не раз публиковались в журналах и монографиях о художнике, но полностью вся серия иллюстраций показана впервые. Известно, что Пластов не хотел ограничиваться этой работой. Татьяна Пластова, жена внука художника Николая, изучив письма Аркадия Александровича, обнаружила, что тема пугачевщины и раздумья о композиции будущего полотна не покидали его с 20-х по 60-е годы.

«Все неисчислимые подробности про пугачевский бунт полны остроты и глубокого интереса для меня даже при беглом и стремительном просмотре, – написал Пластов в дневнике. – Я все думаю, что, перебрав все, что гений Пушкина счел нужным пересмотреть, прежде чем начать историю пугачевского бунта, я уразумею больше и ярче в этой смутной эпопее». Именно для этого замысла, утверждает исследователь, написаны многие портреты мужиков Прислонихи в 30-50-х годах.

– Характеры, воплощенные в этих портретах, не придуманы дедушкой, – рассказал Николай Пластов. – Аркадий Александрович жил среди этих людей, говорил на их языке, без притворства. Близкими друзьями семьи были, например, кум Герасим Терехин, Матвей Кондратьев. Дедушка знал нужды села и своих соседей. И он видел их участниками будущей картины.

Несмотря на это, картина так и не была написана. Сохранились эскизы, один из них увеличен и распечатан для выставки в Ульяновске. Николай Николаевич рассказывает о других эскизах – с большим количеством участников. По его словам, Аркадий Александрович постоянно размышлял о том, как трактовать образ русского народа как свободолюбивое крестьянство или сборище негодяев?

– Для высказывания определенного исторического утверждения нужна особая решимость, – поясняет Николай Пластов. – А дедушка был деликатным…

С белым холстом, который ни Николай Аркадьевич, ни Николай Николаевич (напомним, сын и внук Пластовы – художники) не решились использовать для создания своих произведений, связана задумка Пластова-внука. Его можно было бы разместить на стене музея и спроецировать на него один из эскизов несостоявшейся «Пугачевщины».

Пока же идет речь о более реальном проекте – о публикации «Капитанской дочки» Пушкина с иллюстрациями Пластова в Ульяновске.

Анна Школьная