После объявления запрета на ввоз продовольствия из Европы, Америки и Австралии началось бурное обсуждение темы «Прокормим себя сами» и пошли шапкозакидательские комментарии на этот счет. Но в жизни все куда сложнее и безнадежнее, о чем свидетельствуют те, кто и должен, по идее, кормить страну.
Один из самых известных сегодня в России аграриев – Василий Мельниченко. В прошлом году его пригласили на Международный форум, где он выступил с речью. Речь эта своей образностью потрясла общественность, и Мельниченко стал героем СМИ. Особенно широко разошлась его фраза «Уровень бреда в стране превысил уровень жизни». Недавно журнал «Русский репортер» посвятил селу Галкинское Свердловской области, где Мельниченко руководит хозяйством, и ему самому большой репортаж.
– У меня в селе, – говорит Василий Александрович, – живут тысяча четыреста дебилоидов. Ну, в хорошем смысле – такие мы дебиловатые, что поделать. Семьсот шестьдесят восемь трудоспособного населения. Учитывая вахты, работают двести пятьдесят. А пятьсот человек – безработные… В такой ситуации что нам делать? Мы деградируем окончательно. Мы превращаемся в нацию, которая не хочет работать.
Мы превращаемся в людей, которые безразличны к своей земле. И если мы вымрем, то Россия будет землей без людей. И тогда на эту территорию придут люди без земли. И станут ее владельцами… Люди могут не вымирать и на своей земле оставаться. Но только в том случае, если они заинтересованы. Мы все должны работать. Мы все должны быть нужными. Почему такая смертность на селе? Без работы мужики растерялись. У баб еще было дело: по дому, за мужиком смотреть, чтобы не повесился. А мужики вымирали как мухи. И сегодня у меня Галкинское – село вдов. У меня в Доме культуры когда соберутся – ну будто после войны! Бабы поют и плачут…
Из этих слов Василия Мельниченко, в общем-то, ясно, что российская деревня пуста и недееспособна. То есть кормить страну некому, как бы ни петушились федеральные телеканалы со своим агитпропом. И так ведь не только у Мельниченко на Урале. Так – по всей России. Так и у нас в области – знаю не понаслышке.
И все, что официально говорится, это все от трусости. От страха посмотреть в глаза правде и назвать эту правду.
Скажешь – работы лишишься. Мельниченко, кстати, мечтает попасть на прием в Кремль и там все о нашем селе поведать. Думает, что Кремль, услышав это, распорядится срочно исправить.
Наивные мечты! Потому что не только на селе работать некому, но некому и принимать меры по исправлению. Каков уровень тех, кто наверху, видно из следующего примера. Заместитель одного из федеральных министров дает интервью московскому изданию. Рассуждает о том же самом: «Приведу вам свежий пример. Принято решение о введении эмбарго на ввоз некоторых видов сельскохозяйственной продукции и о поддержке отечественных производителей. Для того, чтобы обеспечить себя российскими овощами в зимний период, нам нужно развивать тепличное хозяйство.
Доля энергетическихзатрат в себестоимости производства продукции тепличных хозяйств в России составляет 50-60 процентов. В то же время в Турции, Испании, Голландии доля затрат не превышает 35 процентов при сопоставимых ценах на энергоресурсы. Это свидетельствует о низкой энергоэффективности отечественного тепличного хозяйства.
Как исправить ситуацию? Улучшать изоляцию теплиц…». Ну, и т.д.
На мой взгляд, это просто олигофрения. Не о низкой энергоэффективности свидетельствует сравнение России с Турцией, Испанией и Голландией, а о том, что по климату мы на разных планетах. Огромная часть Турции лежит на побережье Средиземного моря, где не бывает зимы. А холода и снег из всей Турции случаются только высоко в горах, где теплиц нет. В Испании еще теплее и растут оливы, персики и лимоны с апельсинами. Голландия – в двух шагах от Франции и вместе с ней обогревается теплым течением Гольфстрим. И как можно сравнивать с ними нашу энергоэффективность, если у нас зима семь-восемь месяцев в году, из которых полгода трещат морозы? Не теплицы нам надо утеплять, а тарифы устанавливать с поправкой на климат, чтобы эти тарифы никого не пускали по миру ни хозяйства, ни людей. Или передвинуться куда-нибудь на берега пролива Гибралтар.
И вот эти люди управляют нашей экономикой и жизнью, управляют со своим пещерным мировоззрением, начисто лишенным даже элементарного здравого смысла. И какое с этими людьми возрождение? Какое «накормим себя сами!»?
Юрий Кашинский