Прошлой осенью на одном из пресс-завтраков в минкульте региональный министр искусства Татьяна Ившина заявила: «Пластовскую премию решили перенести на сентябрь 2014 года». Тогда руководители министерства и фонда «Ульяновск культурная столица» говорили о несовершенстве документации, просьбе ульяновских художников, прочих недоделках, которые не позволили организовать вручение самой дорогой в мире художественной премии.

Теперь чиновники особенно не шумят, но признают – денег на это нет.История с не заметной до той поры Пластовской премией началась в январе 2013 года в Лондоне, где большая делегация правительства области заявила о необыкновенно большом премиальном фонде ульяновской награды для художников-реалистов: 20 миллионов рублей.

Тогда о небольшом Ульяновске написали не только крупнейшие российские СМИ: призовой фонд удивил весь мир – такие деньги оказались готовы платить художникам только у нас.

Споры о размере премии и реальности ее вручения не утихали еще очень долго, а министерство искусства, тем временем, давало все меньше комментариев. На вопросы о том, откуда возьмут такие большие деньги, никто толком не отвечал, имена потенциальных спонсоров не раскрывались. В это время была даже проведена прокурорская проверка в отношении учрежденного фонда премии, однако результаты ничего не дали – растраты бюджетных денег не нашли.

В августе, за месяц до вручения наград, разговоры вовсе прекратились, а в сентябре 2013 года министр искусства Татьяна Ившина собрала журналистов на традиционном пресс-завтраке и сообщила: – После долгого обсуждения с нашим художественным сообществом было принято решение провести премию Пластова в 2014 году, произойдет это тоже в конце сентября, во время следующего культурного форума, и будет приурочено к Году культуры в России.

Информация была подана под соусом недоделанности премии – положение не успели разработать, документ некачественный, поэтому решили сначала пообсуждать с экспертным сообществом, а затем уже представить премию публике и в сентябре вручить. Новый виток энтузиазма ничего не дал – вместо активного обсуждения все вновь затихло, о премии вспоминали очень редко и неохотно.

В этом году о Пластовской премии предпочитали вовсе не говорить. Стало очевидно, что и в этом году она вручаться не будет.

Причин никто толком раскрыть не может – в фонде «Ульяновск – культурная столица» перенаправляют в Художественный музей, который вроде как отвечает за премию, а там сообщают, что ничего о премии не знают, потому что деньгами не распоряжаются. Хотя именно Художественный музей еще 29 июля сообщал, что вручение премии имени Аркадия Пластова в 12 номинациях состоится 11 сентября 2014 года. В итоге рассказать о причинах пришлось – на последнем пресс-завтраке в министерстве искусства Татьяна Ившина сообщила, что денег на премию нет и виноват в этом экономический кризис. Нет никаких гарантий на вручение премии и в следующем году. Ирония судьбы: премия в области реалистического искусства высветила сегодняшние реалии бюджета области и умения чиновников привлекать деньги на свои проекты.

Сергей Гурьянов