«Казнить нельзя помиловать», – эта знаменитая грамматическая задачка весьма точно описывает проблему, регулярно обсуждаемую в Ульяновске.
Процесс разрушения берега на территории, именуемой «разрезом Милановского», всерьез угрожает северной части города.
Однако проводить берегоукрепительные работы здесь запрещено: с 1997 года разрез Милановского является особо охраняемой природной территорией (ООПТ) регионального значения, и изменять его нельзя. Два года назад обсуждалась возможность ликвидации ООПТ «Разрез Милановского», и в июле этого года на совещании экспертов, организованном Министерством сельского, лесного хозяйства и природопользования, было решено вернуться к этой идее.
Ведь за год из-за обвалов берег не менее, чем на три метра приближается к гаражам, а от них рукой подать до улиц Юности, Любови Шевцовой и других.
В числе участников совещания был кандидат биологических наук, заведующий сектором «Палеонтологическая галерея» Ульяновского краеведческого музея, старший преподаватель кафедры географии УлГПУ Илья Стеньшин.
– Илья, как получилось, что под охраной находится участок, угрожающий городу?
– Действительно, охраняется именно оползневой склон и стенка обрыва, это примеры классического оползневого явления и геологического разреза. Уникальное с точки зрения геологии место: здесь выходят на поверхность слои осадочных пород так называемого Альбского яруса. Ближайший подобный разрез встречается неподалеку от села Новодевичье Шигонского района Самарской области. В таких местах можно изучать последовательность геологических слоев, их возраст, условия формирования и так далее. Альбский ярус беден на палеонтологию, гораздо большее значение имеет фауна, которая, может быть, не совсем зрелищна, но вызывает научный интерес. Даже крохи, найденные здесь, могут нести огромную информацию.
Например, данные для сопоставления этих горизонтов с другими, расположенными в разных регионах страны и зарубежья. Поэтому его и решили сохранить. Впервые он изучался знаменитым ученым Евгением Владимировичем Милановским и назван в его честь.
– Ликвидировать обрыв – значит, лишить ученых возможности изучить его?
– Разрез изучался неоднократно, но его четкого описания, привязки к определенному возрасту нет, зональная схема не составлена. Поэтому первоочередной задачей в процессе изъятия этой ООПТ из числа памятников станет ее детальное изучение. А после серьезного исследования пропадет сам смысл ее сохранения, и можно будет начать берегоукрепительные работы. Часть берегоукрепления уже была проведена при строительстве подъездных путей к новому мосту. Продолжать их нужно, поскольку в скором времени город может пострадать. Ситуация небезопасная.
– Как может измениться эта территория?
– Речь идет о том, чтобы убрать отвесную стенку. Среди представленных на совещании проектов были предложения о том, чтобы сделать склон пологим и укрепить его. Предполагается создать лесонасаждения, парковые зоны.
Сейчас эта территория для посещения вообще недоступна, кругом оползневые блоки и глинистые плывуны. К редким пологим участкам не подобраться. Пример того, что можно устроить на месте разреза Милановского, – парк Дружбы народов. Это не что иное, как большой блок оползня, где после серьезных берегоукрепительных работ создали место отдыха.
Другой пример – горнолыжный курорт-спуск.
– На совещании называли конкретные сроки?
– Сроки пока не определены, но масштабы работ очень большие, территория огромна, затраты тоже. Однако откладывать надолго их нельзя. Специалистов волнует не только разрез, но и все правобережье города. На улицах Гончарова, Советской, Радищева в последние годы ведется активная застройка. Появляются высокие дома, крупные торговые центры. Эта возрастающая нагрузка на склон не пройдет бесследно. Противооползневые сооружения создавались с расчетом на Ленинский Мемориал, гостиницу «Венец», ряд других сооружений, но современная картина значительно изменилась, и об этом надо задумываться уже сейчас.
– Оползни и в центральной части города представляют реальную угрозу?
– Оползень обычно – процесс вялотекущий, сегодня резких изменений мы не наблюдаем.
Например, два года назад провели реконструкцию бульвара Новый Венец, и стало хорошо видно, где было прежнее ограждение, поставленное в конце 1960-х годов, и где новое.
Место расположения старого сейчас находится на склоне, а ведь ставили его на ровной поверхности. Очевидно, что берег постепенно сползает. А в начале XX века в этом месте были оползни, которые нанесли огромный ущерб городу. Один из самых катастрофических обвалов произошел в 1915 году. Он уничтожил огромную территорию подгорной части города, которая располагалась на склоне. Было разрушено множество улиц, домов, дорог.
Смещения грунта шли огромными блоками, оползень уничтожил часть подъездных путей к старому мосту и снес порядка 12 несущих опор.
– Вам известно, в каком состоянии сейчас находятся берегоукрепительные сооружения?
– Существующая противооползневая система нуждается в серьезной диагностике. Она была создана в 1960-х годах на значительной территории склона Ульяновской, или, какее раньше называли, Симбирской горы. В основном это дренаж, водоотводящие каналы, ливневые стоки, штольни, которые до сих пор служат для отвода грунтовых вод от склона. Нижнюю часть склона в районе спуска Рылеева укрепили бетонными блоками и тетраподами, которые защищают берег от размыва. Серьезной реконструкции все эти сооружения не подвергались.
Катастроф тоже не случалось, но оползневый процесс потихоньку все же продолжается, и никто точно не знает, может, какие-то части склона находятся под серьезной угрозой. К таким участкам, например, относится территория, на которой стоит здание филармонии. Оно возвышается на межоползневом гребне, который с двух сторон поддерживают блоки грунта, в свое время сошедшие также в результате оползней. Пока они держат этот выступ, но насколько надежно?
– Как Вы объясняете причину непрекращающегося оползневого процесса?
– Оползни регулярно формируются на территории всей правобережной части Ульяновска и прилегающих территорий. Причин у этого явления несколько. «Виновата» в этом сама Волга.
Около 10 миллионов лет назад она появилась в районе села Мулловка, недалеко от Димитровграда. Река, как и сейчас, текла с севера на юг, постепенно отклоняясь в правую сторону, размывая при этом правый берег. Постепенно она смещалась в сторону от левого берега, оставляя террасированную поверхность. Как доказали ученые, на это влияет сила Кориолиса. Грубо говоря, результат взаимодействия силы вращения Земли и силы тяжести создает интересную картину: реки, движущиеся с севера на юг в северном полушарии, смещаются вправо, а с юга на север в южном полушарии – влево. Вследствие подмыва правые берега северных рек и левые берега южных меридианально текущих рек становятся все круче и обрушаются. Временами из-за размыва основания берега и наличия грунтовых вод, формирующих скользящую поверхность, образуются и оползни. Иногда оползневые зоны бывают настолько крупными, что на них могут быть и деревья, и постройки, и дачные участки. Это особенно характерно для Ульяновска. В Ленинском районе, расположенном на приподнятой поверхности, этот процесс наиболее заметен. Сейчас ситуация, скажем,неактивная, но в любой момент участок города, близкий к склону, может пострадать.
Беседовала Анна ШКОЛЬНАЯ