Специалисты областного департамента ветеринарии из года в год фиксируют стабильное число очагов заболевания бешенством животных.
Одним из основных способов профилактики и ликвидации этого смертельно опасного для человека заболевания является отлов бродячих кошек и собак. Давайте посмотрим, как эта работа ведется в нашем регионе.
Отловом бродяжек займутся… геодезисты
Долгое время функции «санитара» в части борьбы с четвероногими бездомными бродяжками выполняло муниципальное предприятие «Дорремсервис», которое с завидным постоянством выигрывало тендеры на отлов животных в областном центре и его окрестностях. Не далее как 14 июля текущего года был заключен муниципальный контракт стоимостью 1,6 миллиона рублей. Деньги предназначены на отлов 7130 животных из расчета 225 рублей за голову. Контракт, отметим, действует до 25 декабря текущего года.
«Дорремсервис», как известно, обанкротился, его правопреемником стало муниципальное предприятие «Дорремстрой». С учетом этого администрация Ульяновска в августе объявила новый тендер. Вот тут-то произошло нечто неожиданное: у «Дорремстроя» появился конкурент в лице ООО «Улгеодезия», который сбил первоначальную цену в два раза, был признан победителем электронного аукциона и в итоге заключил с городом контракт. В соответствии с документом до конца года «победителю» предстоит выловить более 3,5 тысячи бездомных кошек и собак. Таким образом, получается, что в целом необходимо поймать более 10 тысяч четвероногих бродяжек. Руководитель «Улгеодезии» Дмитрий Сальников в успехе начавшейся кампании не сомневается. Более того, гражданам предложено оставлять заявки на отлов безнадзорных животных по телефону 8(9372) 76-28-14.
Мечты, мечты..?
На первый взгляд, работа кипит. Мы первыми в России создали общественный совет по вопросам взаимоотношений человека и животных: сначала в областном центре, а потом и в муниципальных образованиях. Опять же первыми в ПФО приняли соответствующие нормативные акты. Наделили органы местного самоуправления полномочиями по отлову безнадзорных домашних животных, за исключением полномочий по отлову в целях ликвидации карантинных и особо опасных заболеваний. Это право оставили за ветеринарными службами. Договорились, что между департаментом ветеринарии и муниципальными образованиями региона будут заключены соглашения о предоставлении на эти цели субвенций из областного бюджета. В районах на базе государственных учреждений ветеринарии стали создаваться карантинные отделения.
В срок до первого июля 2011 года было запланировано организовать пункты временного содержания животных для оказания им ветеринарной помощи, или, как их именуют в Госветслужбе, пункты передержки, для начала в Чердаклинском и Ульяновском районах. В Димитровграде решение этого вопроса брала на себя автономная некоммерческая организация «Чистый город».
В свою очередь, руководителям районов было предписано завершить работу по заключению договоров с физическими и юридическими лицами на отлов безнадзорных домашних животных с немедленной реализацией карантинных мероприятий.
Казалось бы, для реализации намеченного созданы все предпосылки. Достаточно вспомнить, с какой помпой в октябре 2010 года открывали приют для бездомных собак в учхозе УГСХА. Событию был придан, как минимум, региональный статус: даже первые лица области сочли нужным облагодетельствовать устроителей действа своим присутствием. На самом высоком уровне заявлялось, что еще немного, еще чуть-чуть и подобные приюты появятся во всех без исключения районах. «Чуть-чуть» и даже больше давно миновало, однако о новых приютах до сих пор что-то ничего не слышно. Более того, со временем призывы об организации приютов сошли на нет. Остались только вопросы отлова безнадзорных животных, изоляции их в пунктах передержки для освидетельствования Госветслужбой и при необходимости лечения.
Только вот беда: в регионе, как выясняется, нет и пунктов передержки. Этот вопрос муниципальные образования должны были решить в течение первого полугодия 2011 года. Благо полномочиями их к тому времени наделили, средства выделялись, вопрос поставили на контроль в правительстве. Все сроки давно миновали. Где результаты?
Как и прежде, здесь и там бродят стаи полуодичавших братьев наших меньших: брошенных человеком, голодных, агрессивных… Случаи нападений и укусов ими людей исчисляются многими десятками.
Как отмечает начальник отдела организации противоэпизоотических мероприятий департамента ветеринарии Андрей Силантьев, в 2013 году было выявлено 60 неблагополучных пунктов по бешенству животных в 18 муниципальных образованиях области. Стоит отметить особо, что это на 50 процентов выше уровня предыдущего года, то есть 71 заболевание против 35. При этом основными разносчиками бешенства, не говоря уже о других заболеваниях, являются безнадзорные, то есть имеющие хозяев собаки. По мнению Андрея Силантьева, главным в профилактике бешенства видится разрыв цепочки передачи заболевания от диких животных домашним. Он включает в себя отлов, иммунизацию и, крайне желательно, регулирование численности безнадзорных домашних животных посредством их стерилизации. Тем более что упомянутый в начале разговора контракт не предусматривает умерщвление животных при их отлове. Предписывается обезвреживать наших лохматых собратьев зарядом специальных препаратов, осматривать у ветеринара и… выпускать. Желательно в другом месте, чтобы животное не было отловлено несколько раз. Проблему можно было снять установкой на отловленных собаках чипов. Кстати, вопросы стерилизации и чипирования одно время в регионе активно обсуждались. Но сегодня о них даже не вспоминают.
Применительно к сказанному возникает вопрос: а всегда ли государственные ветеринарные лечебницы готовы работать с частными питомниками и пункта-ми передержки, которые все-таки пробивают себе дорогу? Понятно, что у ветлечебниц есть свои правила, ведомственные инструкции, приказы, через которые они не вправе переступить. Думается, однако, что на региональном уровне проблема могла бы найти свое решение. А пока что «частникам» зачастую приходится искать ветспециалистов на стороне, договариваться «втихую», тратить собственные деньги. Говоря иначе, работать самим по себе, зачастую ничего не зная о людях, которые могли бы стать их соратниками. Незнание, в свою очередь, ведет к разобщенности, разобщенность – к недоверию. В этом случае трудно говорить о каких-либо результатах.
В иных условиях отлов был бы объясним и понятен, если учесть, что бездомные кошки и собаки поголовно больны. Значит, надо их лечить. Но где и как, если бродяжек даже помещать некуда? Но и не отлавливать нельзя: общественность гудит, как пчелиный улей, негодует, возмущается. Она права: где гарантии, что свора одичавших псов не загрызет ребенка, не набросится на взрослых, не распространит всяческую заразу? Таких гарантий нет. Остается одно: отлавливать бродяжек, чтобы бегло осмотреть и тут же выпустить, а то и предать мучительной смерти. И это на фоне модных ныне рассуждений о гуманности и человеколюбии. В чем она, эта гуманность? В профанации, призванной успокоить общественное мнение?
Побеждаем, побеждаем, а победить не можем
Надо иметь смелость, чтобы признать: мы не готовы к решению проблемы. Тот же рост числа заболеваний бешенством даже стал предметом обсуждения на заседании областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Главам муниципальных образований в который уже раз указали на низкий уровень работы по отлову безнадзорных домашних животных. Одновременно с этим директор департамента ветеринарии Нина Пелевина не устает обращать внимание местных руководителей на огромное количество несанкционированных свалок, этакого «рая» для бродячих и диких животных. Сюда же с полным основанием можно отнести городские контейнерные площадки. Они в большинстве своем так завалены бытовыми и пищевыми отходами, что здесь вольготно пасется всякая живность. По мнению руководителя ведомства, этот рай являет собой, помимо бешенства, рассадник огромного числа всяческих других болезней. После этого неудивительно, что в департаменте ветеринарии эпизоотическую ситуацию характеризуют как сложную, грозящую риском возникновения вспышек особо опасных заболеваний.
Подведем небольшой итог. Проблемы обозначены и специалистам давно известны. И вполне реально, прилагая большие усилия, успешно их решить. Но для этого требуется уйти от пустых деклараций, ведомственной разобщенности, требуется работать на опережение, видеть перспективы. В противном случае все разговоры о необходимости гуманного отношения к братьям нашим меньшим будут оставаться не более чем обманом, от которого люди давно устали.
Виктор Тихонов