В роднике, являющемся памятником природы, пропала вода.

Денег, чтобы выяснить, из-за чего ульяновцы лишились популярного источника и можно ли его восстановить, в бюджете нет. Областные экологи пытаются привлечь к этой работе строителей, но именно они и могут оказаться виновниками гибели родника.

Ласковым именем «Маришка» ульяновцы зовут источник, расположенный на севере города. К нему за питьевой водой ежедневно приходили и приезжали десятки горожан, набирали бутылки, бидоны, канистры. И каждого он щедро поил – воды в двух родничках хватало на всех.

Поэтому и жители, и власти заботились об источнике особо, регулярно ремонтировали и благоустраивали, проводили субботники.

Попробовав его воду раз, люди за ней возвращались снова и снова, несмотря на слухи о том, что не такая уж она чистая и полезная. И даже у родника на щите написали: «Не бойтесь! Пейте на здоровье!».

Но с лета все меньше и меньше людей приходят к Маришке. Придут, посмотрят, погремят пустыми бутылками – и уходят, больше уже не возвращаясь.

Вот и мы, когда приехали навестить источник, застали там всего одного человека. Глуховатая старушка сидела у одного из двух родничков, окруженная пятилитровыми бутылками. Наверху стояла тележка, чтобы тащить груз домой. Но прежде чем тащить, воду надо было набрать. Женщина терпеливо ждала, пока наполнялись бутылки – минут по 20 каждая. Так медленно-медленно текла струйка источника. В трубе второго родничка воды и вовсе не было.

И так уже пару месяцев, а то и больше. Вода из родника пропала, хотя в озере за ним она продолжает держаться. Что происходит с источником, имеющим статус регионального памятника природы, – неизвестно.

Пока есть только предположения, рассказал нам директор департамента природных ресурсов и экологии Амир Галяутдинов. По его словам, уменьшение воды в источнике замечено еще с прошлого года. Но чтобы выяснить причины этого, нужно бурить скважины, исследовать, как ведет себя вода под землей. А средств на это в областном эковедомстве нет. Экологи ищут организацию, которая взялась бы за это, и пытаются решить вопрос о выделении денег. Возможно, отметил Галяутдинов, к этой работе получится привлечь инвесторов из числа строителей.

Ирония в том, что, скорее всего, именно строители и виноваты в уходе воды. По словам Галяутдинова, основная версия произошедшего с родником пока состоит в том, что на состоянии источника негативно сказались строительные работы на одном из расположенных недалеко участков. Но чтобы выяснить, кто именно из застройщиков так критично забурился в землю, нужно проводить целое гидрогеологическое расследование.

А уж о том, чтобы наказать виновных, речи пока и не идет. Даже если специалисты гидрогеологи выскажут свое мнение, экологам придется отстаивать его в суде.

Виноватыми, кстати, в итоге могут оказаться и не застройщики, а городские власти, выдавшие им разрешение на строительство.

Ульяновцев, впрочем, больше волнует вопрос о том, можно ли вернуть воду в родник. Но и на него, по словам Галяутдинова, получится ответить только после проведения необходимых исследований.

Хотя у главного городского эколога Данилы Урдина иное мнение. По его предположению, у источника мог просто сломаться каптаж – конструкция, которая выводит воду изпод земли в трубу. А чтобы проверить и починить его, больших изыскательских работ не нужно. Городские власти, рассказал Урдин, писали письма областным коллегам, чтобы те заложили деньги и провели необходимые работы.

Но и на эти работы, как и на более серьезные исследования, средств не нашлось. Пока чиновники изыскивают деньги, ульяновцы, раньше ежедневно приходившие на поклон к роднику, привыкают ко вкусу жидкости из-под крана.

Лидия Пехтерева