В Ульяновской области вместо отмененных пригородных поездов запускают новые автобусные маршруты. Чиновники утверждают, что такая замена равноценна – люди ничего не теряют, просто меняют средство передвижения.

На самом деле минусов предостаточно: и цена, и состояние дороги, и ряд проблем, связанных со спецификой сферы транспортного обслуживания.

Решения проблем, возникших из-за разногласий между правительством Ульяновской области и Башкортостанской пригородной пассажирской компанией, которая обслуживает пригородные поезда региона, так понастоящему и не произошло – с начала года отменили множество важных рейсов, которыми жители области регулярно пользовались. Особенно пострадало сызранское направление – на юге области отменили сразу несколько поездов, которые ходили в этот город, являющийся точкой пересечения многих железнодорожных маршрутов. Последним ударом по жителям области стала отмена поездов «Барыш – Сызрань» и «Инза – Сызрань» – об этом «Симбирский курьер» подробно писал в номере за 26 августа в статье «Пешком по шпалам?». Отсутствие толкового финансирования может привести и к дальнейшим отменам пригородных поездов.

Чиновники для решения проблемы решили увеличить количество автобусных маршрутов. Взамен поездов «Барыш – Сызрань» и «Инза – Сызрань» запустили несколько рейсов. В первую очередь, это автобус «Кузоватово Сызрань», который появился еще в августе. Как сообщают в пресс-службе правительства области, выполняет рейс автобус вместимостью 47 мест.

Маршрут проложили через село Студенец, которое признано одним из самых проблемных в транспортном обслуживании в связи с отменой пригородных поездов. Этот автобус курсирует между Кузоватово и Сызранью ежедневно, а с 19 сентября ввели еще один дополнительный рейс.

В принципе, жители села Студенец были обеспечены проходящими мимо автобусными маршрутами, да вот беда: находится этот населенный пункт прямо на границе с Самарской областью, и в Студенец весь транспорт приходит уже забитый под завязку – мест в автобусах, как правило, нет, на стоячие места на межрегиональные рейсы людей брать не положено. Даже жители Кузоватово сталкиваются с этой проблемой – я был свидетелем, как мама с двумя детьми пыталась сесть на проходящий через этот поселок автобус, чтобы доехать до одного из населенных пунктов еще в Ульяновской области, но ее не пустили – не положено. Более того, даже с введением двух рейсов «Кузоватово – Сызрань», проходящих через Студенец, жители этого и окрестных поселков не могут быть уверенными в том, что они доберутся до нужного им населенного пункта – автобусы могут заполниться еще в Кузоватово. Таких проблем с поездами не было – случаи, когда люди оставались на перроне из-за переполненности вагонов, единичны, и характерны в основном для традиционных дачных маршрутов – например, «Ульяновск – Глотовка».

Жителям станции Налейка, которая также признана одним из наиболее проблемных пунктов в связи с отменой пригородных поездов, добираться до Сызрани еще сложнее.

Для них организовали только внутрирайонные маршруты – «Кузоватово – Лесное Матюнино», «Кузоватово – Налейка». Ехать тут уже придется на «пазике» – то еще испытание.

Налейка оказалась в стороне от основных транспортных маршрутов трасса из Барыша в Кузоватово, в отличие от железной дороги, делает огромный крюк, объезжая и станцию Налейка, и еще несколько сел. Жителям этих небольших населенных пунктов вместо привычного пригородного маршрута теперь достанется перспектива ездить по делам в ближайший крупный город с пересадками.

Другая железнодорожная ветка, по которой ходил пригородный поезд в Сызрань, пролегает по территории Новоспасского и Николаевского районов. Там тоже пришлось организовывать дополнительные автобусные рейсы – это потребовалось еще в июле. Организовали три маршрута: «поселок Красный – Сызрань», «поселок Бестужево – Сызрань», «поселок Новоспасское – Сызрань», которыми в течение дня выполняется по 18 рейсов. Еще одна задумка звучит вообще сомнительно – жителям сел Жихаревка Новоспасского района, Заводская Решетка и Чувашская Решетка Барышского района организовано транспортное обслуживание в индивидуальном порядке – автобус пустят, только если людям он будет нужен.

Другой аспект проблемы – это состояние дорог. Если трассы более-менее приведены в нормальное состояние, то маленькие межмуниципальные дороги могут значительно измотать людей, которые сели на автобус. В стареньких недорогих моделях вдобавок и трясет нещадно.

И еще одна тема – зависимость пассажиров автобусов от водителей и состояния машин. Летом нам пожаловались жители Ульяновской области, которые ездили как раз по территории Кузоватовского, Барышского районов на автобусе «Инза – Тольятти».

– За окном стояла едва ли не 30градусная жара, но когда мы выходили из салона, казалось, что на улице прохладно – так ужасно было в автобусе, – рассказала Анна, которой пришлось испытать на себе все прелести транспортного обслуживания в регионе. – Водитель зачем-то включил в летний зной печку, так что температура поднялась до немыслимых значений. Причем электронное табло, которое работало, по идее, в комфортабельном автобусе, все фиксировало – температура доходила до 36 градусов! На просьбу выключить печку или включить кондиционер водитель отреагировал своеобразно: сказал, что кондиционер работает.

Это была неправда, конечно.

Проблема характерна не только для этого маршрута – по всей области автобусы ездят с включенными в жару печками. Причина, очевидная для специалистов: этот простой и совершенно не гуманный способ спасает автомобиль от перегрева двигателя. Чаще всего такое происходит на стареньких «ПАЗах», «ЛИАЗах», но случается, что печка работает и в крупных автобусах зарубежного производства. Например, по маршруту «Инза – Сызрань» ходил автомобиль «Хайгер», который используется во всем мире и считается достаточно хорошим, чтобы обеспечить комфорт пассажирам.

Но главная проблема – цена билетов. Тарифы на проезд в автобусах всегда были выше стоимости проезда в пригородном поезде. А сейчас цены растут как на дрожжах.

Если пригородные поезда исчезнут из Ульяновской области вовсе, что вполне вероятно, судя по тому, как далеко зашли финансовые разногласия между правительством области и Башкортостанской пригородной пассажирской компанией, все эти проблемы станут общими для многих районов области.

Сергей Гурьянов