Вопросы продовольственной безопасности, импортозамещения, обеспечения населения продуктами питания местного производства остаются в центре внимания органов власти, депутатского корпуса и общественности. Подтверждением тому служит состоявшееся на прошлой неделе очередное заседание аграрного комитета Законодательного собрания Ульяновской области. Встреча проходила с участием первого заместителя министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов региона Александра Братякова, фермеров и представителей торговых сетей.
Вместе мы сильнее
Открывая заседание, председатель комитета Виктор Ан-типов уточнил: «Обстановка в части обеспечения продуктами питания достаточно стабильная. По крайней мере, восемь из 11 основных продовольственных групп закрываются силами местных производителей и переработчиков».
Отмечено, что при урожае зерна, составляющем более 1,1 миллиона тонн, область не будет иметь каких-либо проблем с мукой, обеспечением населения хлебом и хлебобулочными изделиями. Известно, и расчеты это подтверждают, что для обеспечения потребностей населения, нужд животноводства и птицеводства области требуется 650-700 тысяч тонн зерна. У нас, как видим, создан практически полуторагодовой запас. Такая же стабильная ситуация складывается и по ряду других позиций, в частности куриному яйцу, хотя, как известно, ситуация на птицефабриках региона не из лучших.
Вместе с тем, по мнению Виктора Антипова, есть одна из проблем, которая требует постоянного контроля со стороны минсельхоза и депутатского корпуса региона – это производство молока. Достаточно сказать, что область ежесуточно завозит из других регионов не менее 300 тонн этого продукта. Трудно ожидать иного, если только в текущем году стадо крупнорогатого скота в регионе сократилось на 2625 голов. Прирост на 300 голов КРС имеет лишь Чердаклинский район. В этом исключительно заслуга руководителя ООО «КФХ «Возрождение», депутата ЗСО Вадима Мартынова. Бывалые люди до сих пор удивленно качают головами при одном лишь упоминании о том, что ему удалось доставить из охваченной войной Украины целое стадо племенных буренок. Сам он полагает, что, когда хозяйство в полном объеме получит субсидии, поголовье КРС можно будет увеличить.
В ходе заседания был затронут вопрос о рыболовстве. На данный момент депутаты и специалисты аграрного ведомства совместными усилиями готовят закон «Об аквакультуре». Это тем более необходимо в сложившейся ситуации, когда все чаще возникают вопросы по рыбе, особенно красной.
Не избежать, скорее всего, некоторых проблем по фруктам, особенно яблокам, производство которых, как выясняется, пока сильно отстает от потребности.
Вместе с тем у нас неплохие позиции по овощной продукции. Если же учесть, что в последнее время возросла активность работы областного Агропромпарка, точнее, его складских терминалов на 12 тысяч тонн хранения такой продукции, то можно считать, что проблема нашла свое решение.
Другое дело, что еще не решены серьезные вопросы по реализации продукции, прежде всего, фермерских хозяйств. Ее доступ к прилавкам федеральных и региональных торговых сетей сегодня затруднен, в том числе и по причинам несовершенства законодательства. Неисключено, что потребуется обращение в федеральный центр в части внесения изменений и дополнений в отдельные нормативные акты, в том числе Закон «О торговле» и Налоговый кодекс.
Свое видение ситуации у Александра Братякова. Федеральные торговые сети заинтересованы в больших объемах продукции и стараются заключать контракты исключительно с крупными производителями, поясняет замминистра. А что прикажете делать мелким? Становится понятным, что нужен единый оператор, который станет забирать у «малышей» продукцию и продвигать ее по цепочке к потенциальному потребителю. А для этого предстоит объединение по отраслевому принципу. Будет создан, в частности, Союз овощеводов и по аналогии с ним Союз производителей молока. Объединение приведет к увеличению объемов продукции, точнее, сосредоточению ее в одних руках, что, в свою очередь, позволит заходить в федеральные торговые сети.
Но даже если «любовь» с ними не состоится, объединение по отраслевому принципу несет в себе несомненное благо. Пример перед глазами: недавно открытый в областном центре так называемый «фермерский магазин», очереди перед которым выстраиваются ежедневно задолго до его открытия. Речь не идет о том, что цены в нем будут ниже всех и сам он носит социальную направленность. Вовсе нет. Это именно «фермерский магазин», реализующий исключительно местную продукцию, когда покупатель будет знать производителя, что называется, в лицо. Он вызывает большой интерес у фермеров, заинтере-сованных в скорейшем сбыте своей продукции именно в небольших объемах. Напомним, что таких магазинов планируется создать не менее полутора десятков.
А пока что проведен анализ и осмотрены места хранения овощей. Они показывают, что объемы соответствуют балансу потребления. Однако, по признанию Александра Братякова, продукция не всегда соответствует требованиям по качеству, которые призваны такое хранение обеспечить. Здесь большое поле для работы. В стенах регионального минсельлесхоза разрабатывается программа поддержки строительства и эксплуатации мощностей по хранению продукции.
Одновременно с этим приоритетным направлением государственной политики, а значит, и Ульяновской области, являются вопросы сохраннвети выращенной продукции. Когда станет окончательно понятно, сколько, кому и что продавать, появится возможность заключать прямые договоры с сельхозпроизводителями. Уже находятся в разработке вопросы поставок продукции в крупные торговые сети и учреждения бюджетной сферы. Речь, заметим особо, идет о гарантированных объемах поставок, что позволит сторонам по договору строить свои отношения на долгосрочной основе. Начинает сбываться все, к чему так всегда стремились крестьяне.
Помимо этого, рынок оставляет возможность сбыта продукции и на коммерческой основе. Работа в этом направлении тоже проводится.
В свою очередь, минсельхоз региона намерен всячески поддерживать инициативы производителей, направленные на переработку сельхозпродукции, хотя бы и первичную. Это тем более важно, что торговые сети в такой продукции заинтересованы: у них нет собственных мощностей по переработке. Они уже начинают подавать производителям заявки на те виды продукции, которые хотели бы видеть на своих прилавках. Пример перед глазами: возглавляемое знатным овощеводом Владимиром Ершовым ЗАО «Хлебороб» Мелекесского района. Именно здесь в диапазоне от трех до 20 килограммов фасуются овощи, которые с охотой берут на реализацию торговые сети.
В санкциях Запада есть большой плюс
Такого мнения придерживается и Александр Братяков. И в подтверждение сказанному ссылается на такие факты. Крупные федеральные сети, например, стали больше обращать внимания на местных производителей, хотя, казалось бы, совсем недавно не замечали их в упор.
Руководители таких сетей стали более жестко строить свою политику в части повышения, точнее, регулирования цен. Они знают как дважды два, что потенциальный покупатель «голосует рублем» и если «у меня повысились цены, то покупатель, которого я считал своим, уйдет к моему соседу-конкуренту, у которого хватило здравого смыла и выдержки цены не поднимать». Покупатель, между тем, может и не вернуться. В любом случае, такие утечки для торговых сетей, а в нынешних непростых условиях особенно, являются невосполнимой потерей.
В кои-то веки федеральные торговые сети стали обращать внимание на внутренний рынок, работать на нем под своей маркой. Видится это так. Торговая сеть находит сельхозпредприятие и предлагает ему совместную работу, но под ее маркой. Кто же откажется работать, используя бренд широко известной фирмы. Тем более что предприятие при этом обеспечивается заказами на три-четыре года вперед. Такие марки, например, есть у «Метро», «Ленты» и «Ашана».
Выгода взаимная и очевидная. У торговых сетей есть интерес к местным предприятиям в части заключения контрактов. Для сельхозпроизводителей это прекрасная возможность планировать свой бизнес на перспективу, расширять и модернизировать производство.
Свою продукцию никому не отдам
ЗАО «Хлебороб» в представлении не нуждается. Применительно к овощеводству таких хозяйств в Ульяновской области больше нет. Современные технологии, производительность труда, втрое превышающая аналогичные показатели у соседей. Реализация собственной продукции исключительно через торговые сети. Исполнение заявок на любые объемы продукции. Разумные цены. Именно здесь после завершения всех видов полевых работ механизаторы переводятся на мойку и фасовку продукции: производство простаивать не должно. В хозяйстве практически нет брака, эту проблему решили много времени назад. Сказанное – не реклама. Методы, применяемые в «Хлеборобе», для многих овощеводов региона пока что в диковинку.
Но сегодня немного о другом. На заседании комитета руководитель хозяйства Владимир Ершов высказывался прямо и с уверенностью в своей правоте. Его откровенно огорчает, что в стране полностью отсутствует рынок семян капусты, свеклы и картофеля, которые приходится закупать в Германии и Голландии.
Технологии хранения овощей устарели, их надо менять. Вместе с тем глава передового предприятия заявляет: «Свою продукцию на хранение никому не отдам». Поясняет он это тем, что видел в работе моечную линию в областном Агропромпарке и увиденное, мягко говоря, его не вдохновило. Такая линия, наверное, будет хороша для близлежащих хозяйств, а «Хлебороб» на другом конце области. В прошлом году на вложенные в установку линий мойки и фасовки 18 миллионов глава региона Сергей Морозов оказал хозяйству помощь на пять миллионов рублей. Это очень большое подспорье. Теперь «Хлебороб» замахивается на 30 миллионов, и если область поможет, то в Димитровградской зоне будет построен свой Агропромпарк, который обеспечит услугами половину области.
И это не просто пожелание. Овощевод задается вопросом: «Что надо делать, чтобы того же лука хватало не до начала весны, а до июля?» И сам же отвечает: «Иметь в Димитровграде современные хранилища не на полторы, а на три тысячи тонн. И чтобы это было надо не только мне, Ершову, но и всему региону. Мне и моим детям с лихвой хватит и того, что имеем». Он напоминает, что много раз говорил об одном и том же: не надо «размазывать» субсидии так, чтобы хватило на всех, все равно не хватит. Субсидии, по его мнению, надо давать трем-четырем мощным предприятиям, которые успешно развиваются. Зачем отдавать деньги каким-то непонятным кооперативам и прочим ОГУПам, которые не только не имеют технологий, но и заниматься такой работой зачастую не хотят. Так почему не распределять средства между теми, кто умеет, может и хочет работать и, главное, уже получает хорошие результаты? Поступать иначе значит, как и прежде, получать каждый год по весне двойное, а то и тройное повышение цен на сельхозпродукцию. При наших землях, опыте и талантах это трагедия.
Ах ты, милая картошка…
На заседании комитета зашел обстоятельный разговор о производстве картофеля. Под ним сегодня в области 1394 гектара. Средняя урожайность, к сожалению, составляет 113 центнеров. Хотя, как утверждает, например, фермер Николай Ивандеев, в его родном Цильнинском районе выбрали по 300 центнеров и в целом проблем со «вторым хлебом не ожидается. Правда, дают о себе знать трудности с реализацией, но это уже другой вопрос».
Напротив, Владимир Ершов прогнозирует, что проблем не избежать. Картофеля, что бы там ни говорили, в регионе выращивается недостаточно. Возьмем в качестве примера «Хлебороб». Каждое утро в хозяйство едут представители из сел Мелекесского района. Перенимать опыт? Куда там! За картофелем. И увозят его по полторы, а то и по две. Он даже стал расти в цене. Можно себе представить, что будет ближе к зиме.
Как уже сказано, нужны семена. Понятно, что нужны семена качественные и отечественной селекции. По причине изношенности техники требуется ее замена, причем на машины и оборудование, позволяющие добиваться высоких урожаев. И, конечно же, необходим опыт работы с торговыми сетями. Иначе с ними будет работать кто-то другой. Сети только тогда идут на контакт, когда видят для себя очевидную прибыль, конкретно, большие объемы и качество продукции. В противном случае, с вами не захотят даже разговаривать. А как добиться того и другого, если ты работаешь на допотопных тракторах и применяешь дедовские технологии?
Но и это не все. Владимир Ершов рассказывает, как к нему подступили с предложением вырастить шесть тысяч тонн картофеля. Простой расчет показал, что потребуются поливные земли (они есть. – Авт.), поливальные системы на восемь миллионов рублей, прочая техника на 12 миллионов к уже существующей, хранилище с вентиляцией, это еще 15 миллионов, 300 тонн семян из Германии. Итого получается около 50 миллионов рублей. И это только на три тысячи тонн. Чтобы получить шесть тысяч, умножаем затраты вдвое и получаем 100 миллионов рублей. Опять же надо расчищать водоемы под полив… «Горячие» головы быстро остыли.
Головы остыли, а проблемы остались. Александр Братяков сообщил участникам форума, что проведен анализ бюджетной поддержки сельхозпроизводителей Ульяновской области в сравнении с другими регионами Поволжья. Счет, увы, не в нашу пользу. Если, например, в Чувашии поддержка в виде вложений на каждый бюджетный рубль составляет 1,25, в Мордовии – 3,61 рубля, то в Ульяновской области – 91 копейку. На одного жителя Чувашии приходится 1200, Мордовии – 4150 рублей бюджетной поддержки, в нашем регионе – 887 рублей. Здесь, несомненно, есть над чем подумать членам аграрного комитета ЗСО, голоса которых влияют на принятие решений по вопросам поддержки АПК области.
Дает о себе знать еще одна общая для фермеров проблема – нехватка земель сельхозназначения под расширение своих производственных площадей. Казалось бы, какие могут быть проблемы? В Ульяновской области, по словам Александра Братякова, около 230 тысяч гектаров необрабатываемой земли. Но попробуй подступиться к любому участку. Тут же неизвестно откуда появляются хозяева и начинают заявлять на землю свои права.
Казалось бы, меры принимаются. Внесены, например, изменения в законодательство, которые предусматривают изъятие земель в случае, если они в течение двух лет не используются по назначению. Первый суд уже со-стоялся. Но минсельхоз региона его проиграл: сказалось отсутствие практики и опыта в подобных делах. Значит, потребуется время, чтобы их наработать.
А пока нет реальных сдвигов, на заседании комитета прозвучало предложение еще раз сесть за стол переговоров с участием представителей исполнительной и законодательной власти, сельхозпроизводителей всех форм собственности, чтобы еще раз попытаться сдвинуть с места решение давно наболевшей проблемы. При необходимости подготовить обращение в федеральный центр, содержащее поправки в земельное законодательство.
Действовать энергично и с умелым подходом
Достаточно эмоционально высказал свою точку зрения представитель губернатора в Законодательном собрании Ульяновской области Николай Ягодин. «Все мы видим проблемы продовольственной безопасности, обсуждаем их, предлагаем пути решения, – заявил он. – Но дело почти не движется с места. Нет полного понимания того, где, сколько, какой продукции производится, что является первоочередным в списке импортозамещения, а что можно оставить на завтра».
Сказано было, что имеет место быть ничем не объяснимая нерешительность. Так, например, на предыдущем заседании комитета руководитель СПК имени Н.К. Крупской Мелекесского района Анатолий Голубков четко обозначил вопросы ценообразования. А в ответ услышал ссылки на законодательство, которое многое запрещает. Понятно, что нарушать закон никому не позволено. Но и действовать с оглядкой, перестраховкой тоже не вариант. Нужны инициатива и умение находить выход из любой ситуации, как это происходит, например, у наших соседей в Татарстане. Иначе так и будем топтаться на месте. Сказанное относится, прежде всего, к аграрному комитету ЗСО. Именно у него должно быть четкое видение проблем реализации закона о продовольственной безопасности. Сегодня пока что некоторые позиции размыты, тогда как их двойственность недопустима.
По мнению Николая Ягодина, не видно «распределения обязанностей» между производителем, переработчиком и торговыми сетями. Все свалено на производителя: как хочешь, так и выкручивайся. Остальные, вместо того, чтобы учиться, заняли позицию статистов. Приходится только гадать, как с таких позиций они намерены решать стоящие перед АПК региона задачи.
До сих пор не изжита жажда шапкозакидательства, мол, мы все сможем. Позвольте усомниться, если до сих пор не умеем толком собрать, а тем более сохранить выращенное. Совещания под эгидой аграрного комитета ЗСО, конечно же, необходимы. Но этого недостаточно. Комитету, чтобы держать ситуацию под контролем, предстоит стать генератором законодательных инициатив, предназначенных для реализации на практике. Медлительность здесь недопустима: на кону судьба выращенного урожая. Не будем забывать, что прошло не так уж и много времени с того дня, как против России были приняты санкции. Тем не менее пора самих себя спросить: насколько мы к ним оказались готовы? Ответить по совести и долгу. Только тогда мы сможем до конца оценить сложность ситуации.
Подводя итог встрече, Виктор Антипов предложил по итогам двух последних заседаний аграрного комитета ЗСО создать рабочую группу, которая выработает конкретный и ясный текст постановления. Некоторые предложения к нему, кстати, уже получены.
После того как постановление будет подготовлено, ему предстоит пройти процедуру согласования, быть представленным в Госдуму России и, не исключено, в правительство Российской Федерации. Но во всех случаях приоритет остается за внутренними вопросами региона. Предложение принято как руководство к действию.
Виктор Тихонов