Восьмого октября православная Церковь отметит память прославленного в лике святых преподобного Сергия Радонежского.

Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.

Рождение и детство
В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.

Русская Церковь традиционно считает днём его рождения 3 мая 1314 года.

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

Когда мальчику было 13 лет, он по заданию отца отправился в поле искать лошадей. Во время поисков отрок вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением отрок поведал своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец, взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «То тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания … о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом своих родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение их сына и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».

Начало монашеской жизни
Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана, постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровском монастыре. После их смерти Варфоломей сам Сергий Радонежский 1отправился в этот монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора. Здесь около 1335 года братья построили небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. На её месте теперь стоит одноименный соборный храм.

Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.

Создание Свято – Троицкого монастыря
Вскоре к Сергию стали стекаться иноки. Образовалась обитель, которая в 1345 году оформилась как Троице-Сергиев монастырь, впоследствии Троице-Сергиева лавра. Первым её игуменом стал Митрофан, вторым – Сергий, который сразу же поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла. В обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями. Многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

Слава игумена дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). Руководствуясь этим советом и с благословения митрополита Алексия, Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексий перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Преподобный решительно отказался.

Общественное служение
После смерти святителя Алексия Сергий Радонежский предлагал великому князю Димитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия. Но тот пожелал иметь митрополитом своего духовника Новоспасского архимандрита Михаила (Митяя). Повелением князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь.

Троице-Сергиева лавраДионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великого князя. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою игумена Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха поспешил в Грецию вслед за Митяем, чем причинил Преподобному много неприятностей.

По словам современников, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца. Он часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и других), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, тот накануне великой битвы поехал к Сергию. Преподобный благословил его, предсказал победу и отпустил с ним в поход двух своих иноков Пересвета и Ослябю.

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.

После Куликовской битвы великий князь стал относиться к радонежскому игумену ещё с большим благоговением и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Преподобный основал ещё несколько монастырей: Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвинский близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме, в которых поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками Саввой, Ферапонтом, Кириллом, Сильвестром и другими последователями.

Любовь и доверие к чудотворцу были так велики, что люди приходили к нему из разных городов не только для исцеления, но даже иногда для того, чтобы просто увидеть его.

Достигнув глубокой старости и прозрев кончину, Преподобный призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика Никона. Скончался исповедник восьмого октября (25 сентября по старому стилю) 1392 года. Ещё через 30 лет были обретены нетленными его мощи. Об этом свидетельствовал Пахомий Логофет.

В 1919 году мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. В 1920—1946 годах мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 года они были возвращены церкви.

Православная Церковь ежегодно отмечает память преподобного Сергия в день кончины 25 сентября (8 октября) а также в день обретения мощей пятого (18) июля и в Соборе Радонежских святых шестого (19) июля. Кроме того, 24 августа (шестого сентября) празднуется явление Богородицы преподобному Сергию.

Материал подготовлен с использованием открытых источников информации.

Виктор Никитин