В конце этой недели в среднем на треть вырастет стоимость страхования автогражданской ответственности для частных владельцев автомобилей. Страховые компании, добивавшиеся повышения тарифов не менее чем на 70 процентов, заявляют, что проблемы с приобретением полиса ОСАГО в убыточных регионах, к которым причисляют и Ульяновскую область, сохранятся.
С 1 октября увеличились лимиты выплат по имуществу пострадавшим в ДТП со 120 тысяч до 400 тысяч рублей. К этому же времени страховщики ждали от Центрального банка РФ и принятия новых тарифов. Во второй половине дня Центробанк разместил на своем сайте указание о новых ставках ОСАГО. Вступить в силу они могли только после отмены старых. Соответствующие постановления правительства РФ были опубликованы 6 октября и вступят в силу в конце этой недели.
Итак, физические лица, управляющие автомобилями категорий В, BE, получили минимальное значение тарифа в размере 2440 рублей, максимальное – 2574 рубля вместо единых 1980 рублей ранее. Разница новых сумм – 134 рубля – это тарифный коридор, которым будет управлять страховщик. «Максимальное увеличение размера базовых ставок составит 30 процентов от действующих уровней, а размер «тарифного коридора» оценен в 5,2 процентного пункта в сторону снижения от максимального значения, – говорится в пояснительной записке к указанию. – Страховые организации будут определять размер базового страхового тарифа в пределах «тарифного коридора» самостоятельно по каждой категории транспортного средства в зависимости от территории его преимущественного использования. Документ, устанавливающий размеры базового страхового тарифа, должен быть размещен на сайте страховщика в интернете.
Коэффициенты к тарифу – по стажу, возрасту водителя, мощности автомобиля и территории его использования – остались прежними. Напомним, для водителей до 22 лет включительно со стажем вождения до трех лет включительно применяется коэффициент 1,8, для водителей старше 22 лет со стажем вождения до трех лет включительно – 1,7, для водителей до 22 лет включительно со стажем вождения свыше трех лет включительно – 1,6, для водителей старше 22 лет со стажем вождения более трех лет включительно – 1.
Коэффициенты в зависимости от мощности транспортного средства следующие: до 50 лошадиных сил включительно – 0,6, свыше 50 до 70 включительно – 1, свыше 70 до 100 включительно – 1,1, свыше 100 до 120 включительно – 1,2, свыше 120 до 150 включительно – 1,4, свыше 150 «лошадей» – 1,6.
На территории Ульяновска действует территориальный коэффициент 1,4, в Димитровграде – 1,1, в прочих городах и населенных пунктах региона – 0,8.
Размер страховой премии (стоимости полиса ОСАГО) для владельцев-физических лиц автомобилей категории В вычисляется по формуле Т = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КН, где ТБ – базовая ставка страхового тарифа, КТ – территориальный коэффициент, КБМ – коэффициент в зависимости от наличия или отсутствия страховых случаев в предыдущие годы, КВС – коэффициент в зависимости от возраста и стажа водителя, КО – коэффициент в зависимости от числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, КМ – коэффициент в зависимости от мощности транспортного средства, КС – коэффициент в зависимости от периода использования транспортного средства, КН – коэффициент (1,5), применяемый в случае нарушения ранее пункта 3 статьи 9 Федерального закона «Об ОСАГО»: сообщение страховщику заведомо ложных сведений, умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков.
Таким образом, по новой сетке тарифов владелец, к примеру, автомобиля марки Ford Focus мощностью 120 лошадиных сил в Ульяновске заплатит за полис минимум 4099 рублей (максимум – 4324 рубля) при условии, что водителю больше 22 лет и его стаж вождения больше трех лет. Ранее такой водитель платил ежегодно 3326 рублей.
Удивительно, но страховщикам такое повышение не кажется достаточным. В ОАО «Росгосстрах» заявляют, что ситуация с ОСАГО выровнялась бы, если бы эта коррекция тарифов случилась без повышенных лимитов выплат, а так необходимо было повышать базовые тарифы «минимум на 70 процентов». Поэтому дефицит полисов ОСАГО, когда страховщики искусственно сдерживают в убыточных регионах продажи ОСАГО во избежание убытков (ульяновские автомобилисты сталкиваются с этой проблемой с конца прошлого года), будет сохраняться, прогнозируют участники рынка.
Дмитрий МИНАЕВ