Родители ульяновских школьников встревожены информацией о введении школами платы за посещение групп продленного дня. Пока не все учебные заведения рискуют брать за продленку деньги, но иного выбора новый Закон «Об образовании» не дает.
Как отметила на последнем заседании региональной Общественной палаты председатель Ульяновской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Твердохлеб, в последнее время к ней поступает все больше таких писем и звонков.
– Ни в федеральном, ни в региональном законах об образовании вопрос с продленками никак не регламентирован, – рассказала она. – В приложении к Закону Ульяновской области №229 от 2 декабря 2013 года «О субвенциях, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования…» заложен коэффициент 1,4, в соответствии с которым оплачивается труд учителей, ведущих группы продленного дня. Фактически в каждом образовательном учреждении имеется свой подход к содержанию групп продленного дня. Где-то на несколько классов имеется одна группа, в других случаях директора школ отказываются учреждать их из-за недостатка денежных средств и нежелания самих педагогов брать на себя дополнительную нагрузку за небольшую плату.
Директор департамента дошкольного, общего и дополнительного образования министерства образования и науки Ульяновской области Марина Алексеева пояснила, что в настоящее время группы продленного дня существуют менее чем в половине из 415 школ региона. По ее словам, связано это с переводом образовательных организаций на подушевое финансирование (субвенции образовательным организациям предоставляются, исходя из количества учащихся) – крупным городским школам содержать «продленки» выгодно в отличие от малокомплектных сельских.
Вопрос актуален не только для нашей области. В сентябре министру образования Дмитрию Ливанову даже пришлось успокаивать общественность заявлением, что продленка не должна быть платной. «На сегодня нет никаких оснований – нормативных, финансовых – для введения дополнительных платных услуг», – сказал министр. Однако чиновники и родители просто по-разному понимают продленку, и платить большинству родителей, похоже, все же придется.
Законодательно продленку ликвидировали еще год назад, когда вступил в силу новый Закон «Об образовании». В нем продленки уже не было в списке обязательных образовательных услуг, расходы на которые компенсируются государством. Зато школам дано право «устанавливать плату» с родителей «за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня».
Бесплатным может быть так называемый «час самоподготовки» – когда ученики под присмотром учителя делают домашнее задание. Это время примерно с 13 до 15 часов дня – в зависимости от того, когда заканчивается последний урок. Видимо, этот «час» теперь и выдается властями за бесплатную продленку. Однако родители под продленкой понимают возможность оставить детей в школе до вечера, когда заканчивается работа. А вот здесь уже школы получили право отказать в бесплатной услуге. В прошлом году не сориентировались, а в этом своим правом воспользовались.
Конечно, школам дали больше самостоятельности, поэтому они вольны определять, на что потратить выделенные государством деньги: организовать бесплатные группы продленного дня или доплатить учителям. Надо ли говорить, что в большинстве учебных заведений выберут второй вариант.
Дмитрий МИНАЕВ