На минувшей неделе глава регионального отделения РСМ Александр Луконин посетил Китайскую Народную Республику. Главной целью поездки стало налаживание отношений между Китаем и Россией. Особенно это коснулось взаимодействия в бизнесе между двумя странами.
Чистые отношения
На данный момент российское и китайское бизнес-сообщество находится в активной фазе взаимодействия. Но, к сожалению, это сотрудничество не всегда бывает чистоплотным – то поставщик привозит товар не соответствующего качества, то получатель не выполняет все договорные обязательства. В связи с этим в Пекине был создан Российско-китайский бизнес-клуб, который и будет заниматься укреплением партнерских связей между двумя странами. Все инновационные бизнес-проекты проходят под эгидой Торгово-промышленной палаты Китая, в частности, вопросом занимается и Молодежная торгово-промышленная палата заинтересована в том, чтобы контрактные обязательства между представителями разных стран соблюдались и не оставалось никакого негативного следа в отношениях между странами.
Для налаживания отношений в Пекин прибыла делегация, состоящая из молодых предпринимателей, лиц, связанных с государственными структурами. Александр Луконин представлял аграрную сферу.
Школа бизнеса
В отличие от России, в Китае 60% ВВП – это прибыль малого бизнеса. В России же это крупные, как правило, монопольные организации. Для успешного развития предпринимательства при китайских вузах созданы школы бизнеса, где готовят будущих руководителей хозяйств и малых предприятий. Их знакомят с навыками ведения собственного дела, объясняют правовые и законодательные аспекты, а также дают уроки финансовой грамотности.
«Это полноценная подготовка, а не разовые тренинги, которые обычно проводятся в России. Набирается группа из 35 человек, в которой проводится 24 занятия (один семестр). На протяжении этого времени слушатели готовят бизнес-план, а по окончании курса лучшие из них получают субсидии, кто-то от бизнес-центра, а кто-то -частные. Проекты рассчитаны на самые разные сферы – от сельского хозяйства до ИТ-технологий. Главное условие -инновационный подход», – обращает внимание на отличие от обычных тренингов Александр Луконин.
Из тех, кто успешно прошел подготовку и смог организовать прибыльный бизнес, формируется преподавательский состав. Одни дают знания студентам, другие формируют информационную базу.
Главным толчком к созданию бизнеса в Китае является пропаганда. В России ее сильно не хватает. Да и само слово «пропаганда» у нас давно испорчено и используется, как правило, для негативной оценки рекламы. В Китае главным источником информации и пропаганды малых форм бизнеса является государственная газета.
Три кита бизнеса
Создание нового бизнеса в Китае держится на трех китах: идея, инновации и запуск производства. Преподаватель принимает непосредственное участие в процессе запуска нового производства, начиная с момента зарождения самой идеи до получения первой прибыли. Все процессы проходят под его жестким контролем.
«Сначала необходимо найти потребителя, а уже потом под него и формируется продукт. Это может быть растениеводческий, животноводческий, ИТ-продукт», – рассказывает об опыте китайцев Александр Луконин.
В России очень часто на развитие бизнеса выдают фанты тем, у кого есть отличная идея, но нет опыта и необходимых знаний в ее реализации. В итоге мы получаем амбициозного юного предпринимателя с деньгами, которые он быстро теряет из-за множества «подводных камней» и отсутствия опытного наставника, который бы предупредил его о возможных ошибках.
Изучение проблемного поля
Чтобы не изобретать велосипед, в Российском союзе молодежи занялись адаптацией китайского опыта в российских условиях. На данный момент изучается потребность молодых россиян, предлагаются варианты дальнейшего развития собственного дела.
Главный вопрос в том, что будущие бизнесмены должны сами определить себе сферу и отрасль, а на занятиях изучать соответствующие технические аспекты и нормативную базу.
Основная цель бизнес-школы в Китае – связать опытных и успешных предпринимателей с начинающими, чтобы те указали на возможные ошибки, дали дельные советы и указания по преодолению тех или иных возникающих проблем, поделились своим опытом.
По возвращении в Ульяновск Александр Луконин посетил техникум в Цильнинском районе, где студентам рассказал о китайской бизнес-школе и желании запустить ее аналог в России. Это вызвало у ребят неподдельный интерес. После «урока» фуппа студентов попросила провести еще одну встречу и более подробно рассказать о проекте и возможности начать собственное дело.
Китайская угроза Россельхозбанку
Китай всегда был заинтересован в развитии реального сектора экономики. В последнее время особое внимание уделяется развитию афарной отрасли. Кстати, основные знания по сельскому хозяйству китайцы черпают из России и даже направляют студентов на обучение в российские афарные вузы. Совсем скоро первая фуппа китайских студентов прибудет и в нашу УГСХА им. П.А. Столыпина. Получая знания в России, китайцы отмечают и ошибки, одна из которых оказалась финансовой. В частности, все чаще возникающие проблемы с кредитованием афарного сектора. Суть в том, что в последнее время Россельхозбанк вышел на уровень обычных федеральных банков и внимания сельскохозяйственной отрасли уделяться стало намного меньше.
Несмотря на то, что, по сути, банк должен оказывать помощь в первую очередь именно афарному сектору, сельхозники кредитуются на равных с другими сферами бизнеса под одинаковые проценты и на одинаковые сроки. Это создает ряд неудобств, ведь аграрный бизнес, в отличие от других, имеет множество своих индивидуальных проблем, в том числе и сезонность.
Тем временем Россельхозбанк не заинтересован в полномасштабном сотрудничестве с фермерами, уже давно стало проблематичным получить долгосрочный кредит на щадящих условиях. И если Сбербанк начал осознавать проблему и постепенно подстраивается под долгосрочное инвестиционное сотрудничество с предпринимателями, то сельскохозяйственная банковская система затормозилась и все больше зацикливается на краткосрочном кредитовании физических лиц.
Реакция не заставила себя ждать. В России открывается «Чайна сельскохозяйственный банк», который является одним из крупнейших банков в КНР. Только в Китае у банка уже более трехсот миллионов клиентов, которых обслуживают 32000 офисов. Учитывая известную трудоспособность китайцев, велика вероятность того, что уже в следующем году «Чайна сельскохозяйственный банк» откроет первые региональные филиалы в разных городах России и начнет кредитовать наших фермеров к посевной кампании на приемлемых для них условиях.
Хочется верить, что столь серьезный конкурент, вероятно, заставит отреагировать «Россельхозбанк» и условия для кредитования фермеров будут более лояльными и мягкими. Если же банк и Правительство Российской Федерации не обратят должного внимания на появление восточного конкурента, то, вполне возможно, в будущем российская сельскохозяйственная отрасль будет отдавать проценты в бюджет Китая, а не своего государства. И уповать в этой ситуации можно будет разве чтЪ на патриотизм.
Влад Каталымов