В 2010 году в Ульяновске официально решили ввести электронные дневники в школах. Идея до сих пор до конца не прижилась: учителя и так загружены бумажной отчетностью, а к этому добавляется обязанность следить за электронными дневниками. Да и далеко не все родители пользуются новой услугой. Тогда для кого она?
Заглядывает одна мама
– Очень много документации, от которой сильно устаешь, – рассказала преподавательница одной из школ Ульяновска. Разговорились в маршрутке – женщина возвращалась домой в шестом часу вечера, но работа ее еще не закончилась: впереди – проверка тетрадей, заполнение учебных планов, подготовка к урокам на следующий день. – Если на бумажную работу время еще выкраиваешь, то на электронные дневники его уже катастрофически не хватает. И ладно бы от этого был прок – из всего класса на сайт заглядывает одна мама, у которой дочка и так отличница. И все.
Может, не привыкли – рассудили мы с учительницей. В конце концов, новые технологии – к ним нужно адаптироваться людям, воспитанным на школе, где во главу угла всегда ставилась бумага в любом ее виде. Но очевидно, что перегружать «благодаря» электронному дневнику и прочим информационным системам учителей явно стали больше. Хотя еще год назад руководители области давали поручение: снизить документооборот в школах вдвое. Ничего не вышло. Учителя как сидели над бумажками, так и сидят. Им обещали, что все упростится с переходом на единую информационную систему, которую запустили во все школах в этом году: мол, избыточную бумажную работу заменит интернет, который будет значительно экономить время за счет того, что ничего переписывать по сотне раз не надо -достаточно заполнять шаблоны и т.д.
– Если раньше учителя писали множество планов и отчетов вручную, каждый раз заново высчитывая необходимые цифры и данные, то теперь они сохраняются в базе и автоматически сводятся в общие формы, – обещала в прошлом году министр образования Ульяновской области Екатерина Уба. – Таким образом, подготовка необходимой документации занимает меньше времени и усилий. А то, что учителя сами могут заполнять электронные дневники и журналы, позволяет также облегчить их работу и обеспечивает взаимосвязь с родителями, которые получают возможность постоянно отслеживать успехи своих детей через электронные ресурсы.
В этом году школы связали интернет-ресурсом «Сетевой город. Образование». Там как раз ведут электронные дневники и журналы. Но, по старой доброй традиции, хотели как лучше, а получилось как всегда.
– Ввести-то электронный журнал ввели, а бумажный документооборот при этом никуда не делся, – рассказывает мне все та же знакомая учительница, которая вообще-то любит свою работу.
А в журнале – «единица»
Вначале подключали электронные дневники только в отдельных школах и классах. Причем тогда с этим нововведением разгорелся ряд скандалов – школьники оказались быстрее образовательного технического прогресса и стали издевательски легко взламывать странички со своими оценками.
С 2010 года в ульяновских школах электронные дневники стали появляться повсеместно. Но далеко не все учителя могут приспособиться к современным технологиям. Ко всему прочему с этого года все школы перевели на единую информационную систему – раньше были другие электронные дневники. Учителя и родители, только успевшие адаптироваться к тем сайтам, вынуждены осваивать новый: http://sgo.cit73.ru. В нем есть один существенный минус – неверно проставленные оценки очень сложно исправить.
– Наша учительница однажды не выдержала, пожаловалась: ну не может она работать с компьютером, не понимает, что там и как, -говорит жительница Засвияжья, чья дочка ходит в одну из школ этого района. – Поставит не туда оценку – исправить не может, бежит к директору, потом снова, не дай Бог, ошибется – опять непонятно, как исправлять.
О том же говорит и жительница Железнодорожного района Светлана.
– Дочка у меня, вообще-то, по литературе в классе очень сильна, – рассказывает она о случившемся в этом году казусе. – Но тут заглянули как-то в журнал – а там по этому предмету «единица». Выяснилось, что забыли дописать нолик.
Захлебываются от бумажек
Впрочем, проблема электронного дневника, возможно, не была бы проблемой, если бы образовательный процесс был организован иначе.
– Я могу и успеваемость посмотреть своего ребенка, и понять, чего ждать в конце четверти от оценок, и определить успехи в сравнении с другими учениками класса и всей параллели – специальные графики для этого выстраиваются, – говорит жительница Засвияжья Анна. – Кроме того, на сайте публикуются все домашние задания, что очень удобно – ребенок может не записать. Конечно, есть проблемы: была ужасная неразбериха с переходом на новый сайт, кое-какие графики выстраиваются явно неверно, но за исключением этих и некоторых других недостатков – удобно.
– Само по себе введение электронного дневника – это веяние времени, и это совершенно нормально, многим даже удобно, – считает директор школы № 42 Олег Куликов. -Конечно, возрастным учителям, которые с компьютером на вы, тяжело. Но и курсы специальные у нас проводили, чтобы всем стало понятно, что к чему. Для хорошей школы, где есть компьютеры, именно электронные дневники -не проблема. Конечно, объем работы увеличился, но для тех, кто легко обращается с техникой, заполнить такой дневник недолго. Гораздо важнее другая проблема, о которой надо трубить – школа от разных бумажек захлебывается! При всем оснащении компьютерами, благодаря которым документооборот должен был уменьшиться, произошло как раз обратное: он увеличился в разы.
Хороший пример привели нам читатели: на собрании перед новым учебным годом каждому из родителей выдали по кипе бумажек, которые надо заполнить. Естественно, классные руководители потом все эти заполненные документы должны пересмотреть, пересчитать, сохранить в электронном формате… Нагружают даже родителей.
– Справки и заявления – если только их перечислить – уже получится невероятный ворох бумаг, которые нужно принести в школу, – говорит Анна из Засвияжья. – На группу продленного дня, которая, вообще-то, является обязательной -нужно заявление. Кто будет забирать ребенка из школы или он сам пойдет домой – снова заявление. В каких секциях и учреждениях дополнительного образования ребенок занимается -опять справку, которую не принимают без печати того учреждения… Все не перечислить!
Сергей ГУРЬЯНОВ