В Законодательное Собрание Ульяновской области внесен проект областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Сейчас документ детально изучается в комитетах ЗС. 30 октября депутаты намерены сессионно рассмотреть законопроект в первом чтении, в ходе которого утверждаются основные параметры бюджета. О том, что представляют собой бюджетные планы следующего года, за счет чего станет наполняться казна региона, куда в первую очередь намечено потратить средства, рассказывает заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по бюджету и экономической политике, член фракции «Единая Россия» и президиума Ульяновского регионального отделения партии Алсу Балакишиева.
– Алсу Харисовна, каковы особенности формирования бюджета Ульяновской области на будущий год?
– Проект нашего бюджета формировался в непростых экономических условиях, существующих сегодня и в стране, и в регионе. При рассмотрении прогноза социально-экономического развития учитывались снижение темпов роста, в том числе производительности труда, динамики роста валового регионального продукта (ВРП), а также увеличение уровня инфляции. Как отметил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, впервые работать над проектом трехлетнего бюджета пришлось в столь сложных обстоятельствах, когда замедление развития экономики страны усугубляется введением иностранных санкций в отношении отдельных отраслей. Поэтому при формировании бюджета на федеральном уровне был принят ряд нестандартных решений, повлиявших и на региональные показатели.
Разрабатывая главный финансовый закон области на очередной год, мы всегда опираемся на показатели текущего бюджета. А исполнение облбюджета-2014 с самого начала было сложным, многие показатели по доходам шли с отставанием. Поэтому следующий областной бюджет вызывал тревогу. Однако по итогам девяти месяцев 2014 года область совершила определенный рывок. Все планы поступлений в казну региона, по оперативным данным, оказались перевыполнены. Пусть ненамного – на один-два процента, но это уже выше 2013 года, что позволяет планировать основные параметры облбюджета-2015 с определенным ростом.
Формирование бюджета всегда базируется на прогнозных показателях ВРП, прибыли организаций региона, фонда заработной платы физических лиц. ВРП и фонд зарплаты планируются в следующем году с увеличением, хотя их темпы роста ожидаются значительно ниже соответствующих параметров, которые были взяты за основу при формировании бюджета на 2014 год. По налогу на прибыль организаций в 2015 году и вовсе прогнозируется снижение поступлений в облбюджет на 372,2 миллиона рублей относительно первоначальных планов на текущий год. Это диктует сложная экономическая ситуация, о которой я уже говорила. Так что проект нашего бюджета разработан по умеренно-оптимистичному варианту.
А по сути бюджет Ульяновской области на 2015 год, с учетом порядка формирования доходов и расходов, должен стать народным.
– Почему Вы его так называете?
– Для этого имеется несколько оснований. Во-первых, при дальнейшем выделении средств из областной казны на развитие муниципальных образований (МО) станут в большей мере учитываться инициативы граждан. Мы видим, что на местах в последнее время плохо выполняются наказы избирателей и даже поручения губернатора. Различные’ проекты районов и городов тоже не всегда эффективны. Прежде, чем планировать заявки по расходным обязательствам облбюджета в муниципальных образованиях, нужно встретиться с людьми и узнать, какие проблемы их волнуют в первую очередь. Сейчас подготовлено постановление губернатора о проведении в 2015 году отбора проектов развития МО на основе местных инициатив граждан. Право на участие в конкурсе имеют городские и сельские поселения, городские округа. Планируется, что они смогут подать на конкурс до двух заявок с проектами на своей территории суммарным объемом до миллиона рублей. Субсидии будут предоставляться из облбюджета на основе софинансирования со стороны МО и его жителей, при этом областная казна берет на себя 80 процентов расходов.
Еще одно основание считать облбюджет-2015 народным – его широкое публичное об-суждение, которое уже началось. Проект документа опубликован на интернет-сайте Законодательного Собрания в разделе «Законы». Сейчас мы принимаем от всех ульяновцев предложения, замечания, дополнения, поправки. Это можно сделать по обычной и электронной почте, через общественные приемные депутатов ЗС, по телефонам 41-27-13 и 44-04-84.
Первые отклики уже поступили. На днях, например, звонила инициативная группа из Майнского района. Люди озабочены состоянием пруда, расположенного в Тагае. Последние годы он не чистится, зарос, хотя еще живой и нужен поселку. Для приведения пруда в порядок требуются средства. Данную просьбу мы оформили надлежащим образом и при формировании расходов по департаменту лесного хозяйства просили предусмотреть финансирование.
Также при формировании облбюджета мы обязательно прислушаемся к аргументам экспертов, ученых, которых второй год подряд активно привлекаем к этой работе.
– Оцените основные параметры проекта регионального бюджета на 2015 год, которые в октябре предстоит утвердить в первом чтении.
– Общий объем доходов составляет 33,3 млрд рублей: это больше первоначально утвержденных показателей текущего года на 15,3 процента. Расходы на 2015 год определены в сумме 37,1 млрд рублей -114,2 процента к планам 2014 года. Относительно уточненных показателей нынешнего года и доходы, и расходы на следующий год пока выглядят меньше -около 95 процентов. Но областной бюджет в течение 2014 года рос за счет различных дополнительных поступлений – надеюсь, это произойдет и с бюджетом следующего года.
Собственные доходы облбюджета на 2015 год запланированы в сумме 26,4 млрд рублей, что на 11,2 процента выше первоначально утвержденных плановых назначений 2014 года и на 9,1 процента выше уточненных. Доля собственных доходов в общем объеме нового областного бюджета составляет 79,3 процента. Как и в предыдущие годы, основными бюджетообразующими налогами являются налог на доходы физических лиц с долей 35,7 процента от общей суммы собственных доходов, налог на прибыль организаций (24,4 процента) и акцизы (12,8 процента).
Дефицит облбюджета на следующий год прогнозируется в сумме 3,7 млрд рублей, что составляет 14,2 процента от объема собственных доходов и соответствует предельно допустимому уровню в 15 процентов. На покрытие дефицита в основном будут привлекаться банковские кредиты. К 2017 году дефицит нашего бюджета планируется постепенно снизить до 10 процентов, что является одним из условий выделения Ульяновской области в 2014 году бюджетного кредита в размере 870 млн рублей на замену коммерческих кредитов.
Государственный внутренний долг Ульяновской области на 1 сентября 2014 года составлял 14,8 млрд рублей. В следующем году планируется привлечение банковских кредитов на сумму 7,9 млрд рублей и погашение задолженности в размере 4,7 миллиарда.
– Что принципиально нового появится в бюджете региона в следующем году?
– Самое принципиальное новшество – проект бюджета практически в полном объеме сформирован по программному принципу в увязке с целями государственной политики. 96,4 процента всех расходов областного бюджета в 2015 году будут финансироваться через государственные программы Ульяновской области, предусматривающие достижение соответствующих целевых индикаторов. В следующем году сумма бюджетных средств, заложенных в 20 программ, составляет 35,7 млрд рублей. Программный принцип финансирования из облбюджета дисциплинирует исполнительную власть при вхождении региона в федеральные государственные программы. На 2014 год у нас имеется 17 государственных программ Ульяновской области, но реально работают только девять из них, так как. по ряду программ мы не сумели обеспечить себе федеральное софинансирование. Надеюсь, что в 2015 году подобное не повторится: сейчас в области идет усиленная работа по подготовке необходимых документов к третьему чтению бюджета РФ, чтобы попасть в широкий круг программ и получить по ним софинансирование из Москвы.
– Раз мы коснулись темы расходов, давайте остановимся на ключевых моментах.
– При формировании расходной части учтена необходимость безусловной реализации майских указов президента Российской Федерации по повышению оплаты труда отдельных категорий работников в сферах образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения, выполнения принятых обязательств. Расходы на зарплату с начислениями для бюджетников запланированы на следующий год с учетом повышения на пять процентов с 1 октября 2015 года. Общая сумма составляет 10,8 млрд рублей – почти треть всех расходов бюджета. Тем не менее средства на указанные цели пока закладываются с дефицитом в 558, 9 млн рублей.
Наибольшая доля расходов в проекте облбюджета приходится на раздел «Социальна» политика» – 22,6 процента. Объем бюджетны: ассигнований на 2015 год по этому направлению составит 8,4 млрд рублей, что больше первоначально утвержденной суммы 2014 года на 544,1 млн рублей и меньше уточненной на 716 миллионов. Расходы на здравоохранение предусматриваются в сумме 8,1 млрд рублей, на образование – 8,13 млрд. На развитие физкультуры и спорта закладываются средства в размере 333,6 млн рублей – со снижением расходов по сравнению с текущим годом на 339,3 млн рублей. Такое снижение вызвано завершением строительства в Ульяновске большого Ледового дворца под крышей и передачей этого объекта на содержание департаменту имущества и земельных отношений. Предусмотрена, как того требует федеральный центр, финансовая поддержка реального сектора экономики на сумму в 5,08 млрд рублей. 2,45 млрд из них планируется направить на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, 851,8 млн – на сельское хозяйство.
Ко второму чтению облбюджета, которое намечено на ноябрь, в отдельных статьях расходов могут произойти изменения в результате обсуждения и доработки проекта.
– Насколько комфортно будет чувствовать себя наш регион с годовым бюджетом около 40 млрд рублей?
– Конечно, на все, что хотелось бы сделать в 2015 году, наверное, и трех таких расходных объемов не хватит. Нужно продолжать обновление дорог, ликвидировать дефицит мест в детских дошкольных учреждениях, повышать качество водоснабжения в районах области… Но еще раз повторю: новый бюджет формируется в сложных экономических условиях, при снижении поступлений налога на прибыль. В то же время растут обязательства регионов по реализации майских указов президента. Поэтому проект облбюджета-2015 является, на мой взгляд, максимально возможным, мобилизующим все имеющиеся ресурсы, и в то же время достаточно жестким. Дальше многое будет зависеть от нашей совместной работы, от верной расстановки приоритетов, от оптимизации расходов. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов региона следует направить главные усилия даже не на рост доходов, а на максимально эффективное распределение средств по расходным статьям, чтобы добиться решения наиболее жизненных и самых первостепенных задач, не забывая о развитии региона.
Виктор ГОНЧАРОВ, при содействии пресс-службы Законодательного Собрания области