Шедевры уходящего народного промысла привезли в Ульяновск из Москвы. Лаковые шкатулки, любовно расписанные мастерами многих поколений, представил Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ). Выставка «Лаки – достояние России» расположилась в Историко-культурном центре-музее Гончарова.
Шкатулки, ларцы, пеналы, панно и пластины с легко узнаваемыми сюжетами объединены темой – русская литература и фольклор. Живописцы воплотили сцены из былин и народных сказок, произведений Пушкина, Некрасова, Гоголя. «Сказка о царе Салтане», «Барышня-крестьянка», «Борис Годунов», «Шинель», «Тарас Бульба», «Кому на Руси жить хорошо?» соседствуют с «Приглашением на казнь» по роману Набокова и новеньким, созданным накануне 200летия Отечественной войны 1812 года, «Скажи-ка, дядя» по знаменитому стихотворению Лермонтова «Бородино». Ограничив рамки выставки русской тематикой, организаторы сделали исключение для изумительной красоты пенала, изображающей сцену на балконе из «Ромео и Джульетты» Шекспира. А литературные рамки расширили, дополнив экспозицию изделиями с изображением бытовых сцен. Всего представлено 80 работ из четырех крупнейших центров лаковой миниатюры в России – сел Федоскино, Мстера, Палех и Холуй. Это яркие краски, сусальное золото, перламутр в сочетании с высоким профессионализмом.
– Русская лаковая миниатюра появилась в России в петровские времена в Федоскино, – рассказала представитель ВМДПНИ Марина Лукина. – Мастера лакирной мануфактуры Петра Коробова и его преемников Лукутиных, бывшие крестьяне, в свободной манере копировали произведения русских и зарубежных художников, внося народный колорит.
В начале XX века Лукутины закрыли свою фабрику, тогда бывшие лукутинские и вишняковские мастера объединились в Федоскинскую трудовую артель – под этим именем они существуют по сегодняшний день.
Остальные три промысла – Палех, Мстера и Холуй – вышли из иконописи, когда после революции 1917 года занятие иконописью было запрещено. Работы центров, конечно, имеют свои стилистические особенности. Палех – более графичный, с изящной прописью золотыми линиями всех объемов человеческих фигур, архитектуры, пейзажа. Холуйские и мстерские миниатюры ближе по содержанию к народному лубку.
Мстера взяла из своей иконописной традиции красивые цветные пейзажные фоны.
Холуйские мастера поэтизировали природу среднерусской полосы.
Среди первых посетителей выставки – преподаватель художественного отделения Областной школы искусств Лада Аверкиева. Она рада уникальной возможности увидеть шедевры лаковой миниатюры, не выезжая из города. Кроме того, здесь педагоги могут провести занятие по знакомству с народными промыслами, показав детям подлинные произведения русских мастеров.
Сотрудники московского музея не только рады показать жителям российской провинции свои драгоценные экспонаты, но и бьют тревогу. Производство лаковой миниатюры лишилось государственной поддержки и находится на грани исчезновения.
– Обучение в Высшей школе народных искусств становится все хуже, – сетует Лукина. – Непонятно, чему учат студентов. Выпускники в промысел не идут, а настоящие мастера уходят из него. Кто – в иконопись, кто работает исключительно по заказам зарубежных коллекционеров. Нет преемственности поколений мастеров. Музей не комплектуется новыми работами. Прекратилась выставочная и конкурсная деятельность. А ведь это высокое искусство, изумительные техника и мастерство, прославившие Россию на весь мир.
Анна Школьная