Ульяновец Владимир Романов уже несколько лет безуспешно добивается от властей ремонта муниципальной квартиры, в которой живет. Чиновники заявляют: за все, что находится за порогом жилья, отвечает его обитатель. Однако закон обязанность проводить капитальные работы возлагает на наймодателя. В данном случае – на городские власти.

60-летний Владимир Романов более 40 лет живет в квартире по улице Радищева, 177. Детей и родственников нет, поэтому, признается мужчина, приватизировать жилье нет смысла. Скромный доход и плохое состояние здоровья позволяли лишь поддерживать сносное состояние квартиры, изредка проводить косметический ремонт. Когда отказали ноги и была получена инвалидность первой группы, сил не осталось.

– Я уже полгода не мылся, – пожаловался, дозвонившись в редакцию, Владимир Викторович. – Газовая колонка, которая не менялась с момента постройки дома, сломалась. Та же история с газовой плитой – кое-как горит лишь одна конфорка.

Настоящая зима еще не наступила, а температура в квартире Романова едва ли выше 15 градусов, притом, что батареи горячие. Деревянные окна за десятки лет превратились в труху, стекла опустились. Появляющиеся сверху щели Владимир Викторович пытается заклеивать липкой лентой и тряпками, но ничего не держится.

– Год назад у меня потек сливной бачок, рассказал мужчина. – Пришли из управляющей компании и попросту его срезали. С тех пор я смываю, наливая воду в банку. Сам унитаз потрескался у основания и того и гляди развалится. Куда я только не обращался со своими бедами! В управляющей компании твердят: «Ремонтируйте и меняйте все за свой счет!». В городском комитете ЖКХ в ответ на мою просьбу заменить унитаз какой-то начальник заявил: «Может, вам еще телевизор широкоформатный купить?». Звонил в приемную губернатора, приемную президента России, партии «Единая Россия» – везде просят письменное заявление, а я из дома-то не выхожу.

Все твердят в один голос: отдайте квартиру и идите в дом инвалидов. Я не хочу. Одному хоть и трудно, но я живу у себя, а там поселят в комнату на пять человек – и доживай свой век как хочешь.

Однако, согласно Жилищному кодексу РФ (пп.4 п. 3 ст. 67), наниматель по договору социального найма обязан осуществлять текущий ремонт жилого помещения. К нему относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена окон и дверей, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). При этом если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им. Замена элементов, конструкций, оборудования, как и установка счетчиков, относится к капитальному ремонту, значит, должна производиться за счет муниципалитета.

На деле определить, какие виды работ относятся к текущему, а какие к капитальному ремонту, может только специалист. Этим пользуются власти. Чтобы уменьшить расходы как собственников жилых помещений, они все списывают на текущий ремонт, перекладывая тем самым материальное бремя на нанимателей.

К слову, таким же образом, видимо, будут действовать муниципальные власти и с введением обязательных платежей за будущий капитальный ремонт. За жилые и нежилые помещения, принадлежащие городу, взносы в общую копилку должна вносить горадминистрация. По подсчетам директора Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области Сергея Гигирева, только в Ульяновске в муниципальной собственности находится 3,5 миллиона квадратных метров жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. Даже если умножить эту цифру на минимальный в регионе платеж (5,2 рубля с квадратного метра), ежемесячно город должен перечислять на эти цели более 18 миллионов рублей, или 218 миллионов в год. В муниципальном бюджете ни 2014-го, ни 2015 года этих средств не заложено. Однако сейчас чиновники думают не над тем, где найти эти деньги, а как переложить свои обязательства на плечи горожан. В частности, всерьез обсуждается возможность повышения платы за наем жилья для обитателей неприватизированных квартир, а также повышения ставок для арендаторов муниципальных площадей.

По словам юрисконсульта фонда «Институт экономики города» Дмитрия Гордеева, согласно Жилищному кодексу РФ, органы местного самоуправления обязаны выполнять все требования жилищного законодательства в отношении муниципального жилищного фонда.

– Муниципальные власти не всегда следят за тем имуществом,которое находится в муниципальных квартирах, а ведь они как собственники обязаны вовремя производить замену газовых плит и колонок, ванн, унитазов и сливных бачков, смесителей, – говорит он.

В случае необоснованного отказа наймодателя юристы советуют действовать следующим образом. Во-первых, необходимо проконсультироваться со специалистом и определить, к какому виду ремонта относятся произведенные или производимые в вашем доме работы. Во-вторых, написать официальную претензию на имя начальника обслуживающей организации.

Ее можно вручить лично. В этом случае необходимо иметь два экземпляра и получить подпись уполномоченного лица на том из них, который останется у вас. Но лучше отправлять претензию почтой, заказным письмом с уведомлением. Дата на штемпеле будет означать начало течения срока рассмотрения претензии.

Если по прошествии 30 дней никаких действий в ответ на претензию не последовало, имеет смысл подать исковое заявление в суд. Только как все это делать Владимиру Романову, если он из квартиры вовсе не выходит? По закону позаботиться об этом должна сама горадминистрация.

Дмитрий Минаев