«Памятник Ленину в Ульяновске заржавел», – короткой строкой промелькнуло 25 сентября в «Твиттере». На сообщение откликнулся директор департамента по культурному наследию Шарпудин Хаутиев. По его приглашению для оценки состояния скульптуры на площади Ленина приехал московский скульптор Денис Стритович. Тот самый, который воссоздал памятник Александру II в селе Белый Ключ Сурского района, а также реставрировал памятник Гончарову на улице Гончарова же.

– Последний раз ремонтно-реставрационные работы на памятнике Ленину на площади Ленина проводились в 1982 году, – рассказал Хаутиев. – Но они касались не самой скульптуры, а пьедестала: были проведены затирка швов и частичный ремонт стилобата и гранитных плит. Сегодня мы поднялись на высоту памятника и увидели ржавчину и дыры. Находясь более 70 лет под воздействием ветра и осадков, монумент не мог не пострадать. По поручению губернатора мы проведем инвентаризацию и техническое обследование всех памятников Ленину на территории области. Думаю, мы могли бы забирать памятники Ленину из тех городов, где их сносят, и придумать, как их сохранить у нас. Например, сделать музей под открытым небом и зарабатывать на этом деньги.

– Денис Анатольевич, что случилось со скульптурой, как бронза могла заржаветь? – спрашиваю у Стритовича.

– Вообще-то бронзовые скульптуры стоят тысячелетиями и с ними ничего не случается. Но эту скульптуру отливали не целиком, а фрагментами, которые затем сваривали. В основном это сделали основательно, но кое-где сработали не по технологии. Некоторые швы не приваривали бронзой, а попросту цементом замазали. Теперь цемент вываливается, образуя в скульптуре дыры, в них скапливается грязь. Внутри памятника, скорее всего, есть металлокаркас.

В местах соприкосновения этой конструкции с бронзой и появилась ржавчина. Причиной ржавчины может быть и металлическая стружка, принесенная ветром с места сварки неподалеку. Увидели мы дефекты между бронзовым основанием памятника и камнем постамента. Наша задача – очистить скульптуру от грязи, сварить отверстия бронзой. Сделать это нужно деликатно, чтобы швы не были видны и подчинены общей пластике: выявить скульптурные объемы – это основная задача. По завершении работы для лучшей сохранности наносится новая патина. Кроме того, на некоторое время скульптуру нужно будет покрыть воском для консервации. Стоимость реставрации могу оценить приблизительно в 1,5-2,5 миллиона рублей.

– А как Вы относитесь к личности Ленина?

– Я родился в 1976 году, мне пришлось делать скульптуры кавалеров русских орденов, царей, святых. Понятно, какое отношение к нему могло сформироваться, если я был в этом «окружении». Но в связи с последними событиями на Украине лично для меня произошла серьезная переоценка взглядов на историю.

Нам долго внушали, что царь плохой, Ленин плохой, демократы плохие – все плохие. Я теперь больше склоняюсь к мнению, что все хорошие. Кто-то ошибался, кто-то шел не совсем правильным путем, но все за Отчизну переживали. Не мне оценивать роль Ленина в мировой истории, но это личность, которая вызывает большое уважение. Для меня – и как человека, и как художника – большая честь быть причастным к сохранению памятника Ленину, к тому же это работа большого художника Матвея Манизера. Дело в том, что наш соцреализм многое почерпнул из американского арт-деко.

Правда, в Америке делали более современные по содержанию вещи, а у нас на первом месте была в основном идеология, но сама пластика, скульптурные решения очень близки. Композиция «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной в этом смысле показательна. Я считаю, произведения соцреализма сознательно, специально недооценены общественностью, но будет ренессанс, и люди повернутся лицом к соцреализму, потому что большие художники думали не об идеологии, а о художественной пластике, о решении скульптурных задач. Сейчас мировоззрение поменялось, и современные ребята щелкают памятники как орехи, но мы не можем отличить одного автора от другого, так как они работают без собственного видения. Занимаются реализмом, да еще и плохим реализмом.

А Манизера от Меркулова, Кибальникова, Кербеля, Цигаля очень легко отличить, потому что они были серьезными авторами. Что уж им досталось делать – это другой вопрос.

– Вы знаете о планах восстановления разрушенных поблизости от памятника в 1930-е годы соборов и церквей?

– Я против того, чтобы сносить соборы и исторический центр города. Но поскольку это уже произошло, идея их воссоздания – не есть хорошо. То, что построено в центре Ульяновска, уже «дружит» как в концепции города в целом, так и в данном архитектурном ансамбле. Памятник Ленину изначально создавался как доминанта, как «вишенка» на торте, и до сих пор остается ею. Здесь даже постамент на редкость хорошо продуман. В городе Коростень Житомирской области был случай: задумали снести памятник Ленину и поставить скульптуру князя Владимира.

Ленина снесли, Владимира решили не ставить, и кто из их новой мифологии появится на пока пустующем постаменте непонятно. И я категорически против уничтожения по-настоящему художественных произведений. Их можно сохранять, например, как это сделали в Литве. Это не самый лучший вариант, но интересно получилось: там сделали парк-музей, посвященный советскому искусству, и сохранили действительно художественные вещи.

Мы, конечно, в свое время сильно переборщили с Лениным, поставив ему памятники на каждом углу. Но вот парадокс: в Москве первый его монументальный памятник появился только в 1986 году, когда Советский Союз доживал последние годы.

Автор памятника Ленину – Матвей Манизер, получивший первую из трех Сталинских премий именно за работу, выполненную для Ульяновска. Известно, что первый набросок фигуры Ленина скульптор сделал еще в 1924 году, задолго до предложения ульяновцев. Несмотря на это, с 1935-го до ноября 1939 года он был в поиске наилучшего варианта практически до момента изготовления памятника, из-за чего даже задержал сдачу проекта заводу на два с половиной месяца. Согласно сведениям, предоставленным департаментом по культурному наследию, помощь в работе над скульптурой Манизеру оказала сестра Ленина Анна Ульянова-Елизарова, а в составе комиссии, одобрившей окончательный вариант, была его вдова Надежда Крупская.

Открытие памятника приурочили к 70-летию со дня рождения Ленина, назначив дату 22 апреля 1940 года. Работы по сооружению пьедестала провели заблаговременно, осенью и зимой 1939-1940 годов. В суровых зимних условиях работы по облицовке постамента гранитом вели в специально построенном тепляке. На изготовление фигуры памятника Ленину израсходовали 13 тонн бронзы, на пьедестал 180 тонн серо-розового гранита из Шальских разработок Карелии. Приехав в 1963 году в Ульяновск, автор сказал: «В этой скульптуре я не мог бы ничего изменить».

Анна Школьная