Утверждены Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт побывавшего в ДТП транспортного средства и Правила проведения независимой технической экспертизы.
Решения призваны устранить разногласия между страховыми компаниями и владельцами полисов ОСАГО, а также разгрузить суды.
Те автовладецы, кто хоть раз после аварии пытался получить от страховщика выплату в качестве возмещения ущерба, знают, как это непросто. Однако, даже если деньги на счет и поступят, их едва ли хватает на ремонт. В итоге одни водители покрывают недостающую сумму из своего кармана, другие – обращаются за независимой экспертизой, по оценке которой размер ущерба может отличаться в разы. А все потому, что до настоящего времени на рынке существовало аж целых пять методик, согласно которым эксперты считали стоимость восстановительного ремонта.
Страховщик, стремясь максимально уменьшить размер выплаты, брал за основу одну методику. В результате, к примеру, расходы на ремонт крыла рассчитывались без учета снятия и установки бампера, указателей поворота, подкрылка и тому подобного. В свою очередь, независимый эксперт, исходя из интересов клиента, все это учитывал плюс включал в смету ремонта расходные материалы.
Теперь, благодаря принятым Банком России (регулятор страхового рынка) документам, у экспертов-техников, которые проводят экспертизу автомобиля после аварии, останется минимальный коридор для маневров по корректировке затрат на ремонт.
Проект единой методики разрабатывался в течение года Российским Союзом автостраховщиков (РСА) с привлечением тех же экспертов-техников, а также представителей Министерства транспорта и общественных организаций, защищающих права автомобилистов. Важно, что она обязательна для всех, кто задействован в системе ОСАГО.
По ней должны будут рассчитывать расходы страховщики и их представители, эксперты-техники, организации при проведении независимой технической экспертизы, а также судебные эксперты, при проведении судебной экспертизы транспортных средств, пишет «Российская газета».
До сих пор не было единых критериев установления стоимостиремонтных работ. Для этого брали показатели нескольких автосервисов, и из них выводили среднюю стоимость. В новой методике определен порядок расчета стоимости работ. Кроме расходов на работы, методика предусматривает учет запчастей и расходных материалов. К примеру, при ремонте того же крыла учитывался только расход краски на квадратный метр, иногда еще расход шпатлевки. В новой методике предусмотрен комплексный подход. Если надо покрасить крыло, значит, надо демонтировать на нем все элементы, снять его, отремонтировать, зашпатлевать, покрасить. Учтен даже скотч, который используется для защиты тех элементов, на которые краска не должна попасть, прочие материалы.
Помимо этого, РСА были утверждены справочники о стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ.
При расчете ущерба по новой методике эксперты должны будут пользоваться именно этими справочниками. В них более 80 миллионов позиций практически по всем маркам и моделям. До этого страховщики часто обманывали и на этом: брали непонятные данные о цене у двух, трех компаний, которые быстро уходили с рынка, делили на два или три, в итоге стоимость запчасти выходила сильно заниженной.
Справочники начнут действовать уже с 1 декабря. С этого же момента РСА обещает разместить на своем сайте калькулятор, с помощью которого любой владелец самостоятельно сможет рассчитать примерный ущерб, причиненный его автомобилю. Старые методики тоже из жизни не уйдут. Их будут применять в тех случаях, когда они не противоречат Единой методике.
Еще один важный момент новой методики – эксперты должны будут не только устанавливать причины происшествия, но и обстоятельства: получил ли то или иное повреждение автомобиль именно в этой аварии или, желая увеличить выплату, его владелец уже после ДТП сам добавил пару царапин. Такое тоже бывает.
Дмитрий Минаев