Последние месяцы, после объявления эмбарго на ввоз товаров из ЕС, после наложения санкций на Россию и общего упадка в экономике, чиновники очень много говорят о продовольственной безопасности страны и региона. На местном уровне заявляют, что в Ульяновской области ситуация с ценами на продукты стабильна и ни о каких спекулятивных и серьезных повышениях стоимости речи не идет. Однако изучение рынка говорит, что проблемы все-таки есть, и не безобидные.
Это подтвердила и председатель городской общественной палаты Мария Большакова, которая на аппаратном совещании в администрации Ульяновска заявила, что цены на рынках на продукты питания порой сильно завышены. «Понимаю, что регулировать рынок мы не можем, но должен же быть какой-то предел?» – обратилась она к чиновникам.
Стабильность основывается на данных Ульяновскстата, который ведет еженедельный мониторинг цен на продукты питания. Изучают при этом цены в торговых сетях, где все-таки определенные правила повышения-понижения стоимости есть. Да тот же Ульяновскстат показывает, что, например, в августе говядина (кроме бескостного мяса) стоила 241 рубль за килограмм, а в октябре уже 254 рубля, то же самое со свининой. Куры подорожали за два месяца на семь процентов. Постоянно растет в цене рыба и по-прежнему постепенно ползет вверх цена на молоко и сыры. Стабильность определенная, действительно, есть, но она в том, что инфляция завоевывает все новые и новые позиции. Руководитель Ульяновскстата Дмитрий Гудз в одном из интервью признал,что в Ульяновской области цены не самые высокие, но зато темпы их роста – запредельные. Взять хотя бы подскочившую цену на бензин – по росту этого показателя Ульяновская область впереди всей России.
На рынки же нога чиновников ступает крайне редко – и там цены скачут даже интереснее. «Симбирский курьер» в каждом вторничном номере сообщает о ценах на основные продукты на Центральном рынке города. Мы сравнили реальные цены, которые выставляли торговцы в начале сентября и в прошлое воскресенье. Согласно нашему мониторингу, сильнее всего ударили по кошелькам горожан цены на несколько видов продукции. Например, пошехонский сыр 2 сентября можно было еще найти по цене 215 рублей за килограмм, а 26 октября нижний предел поднялся аж до 250 рублей – то есть на 16 процентов за два неполных месяца. То же произошло с куриными окорочками, которые в сентябре можно было приобрести за 100 рублей, а в последнее воскресенье октября – уже за 136 рублей, а это повышение уже на 36 процентов. Рыба тоже подорожала, хотя это характерно и для торговых сетей. Треска, например, выросла в цене на 19 процентов, селедка – на 26 процентов.
Причем эксперты предрекают, что дальше может быть только хуже: из-за потерь в Сибири и на Урале урожая гречихи поставщики уже уведомили розничные сети о неминуемом росте цен на крупу. Речь идет о двукратном увеличении стоимости этого продукта. Правда, Минсельхоз России всех успокаивает, утверждая, что урожайность останется на уровне прошлого года. Также Николай Федоров, министр сельского хозяйства России, пообещал разобраться со стоимостью свинины и мяса птицы. Но предупредил, что цены на продовольствие по итогам года вырастут на два-три процента больше инфляции. Она, напомним, уже по итогам сентября подбиралась к значению в восемь процентов.
Степан ГОРИН