В то время, как телеканалы вели торжественные репортажи о воскресных выборах в Донбассе и конвоях, везущих из Москвы в Донецк и Луганск гуманитарную помощь, в том числе медикаменты, в российской столице тысячи работников здравоохранения проводили митинг протеста против уничтожения медицинских учреждений и увольнения врачей. Протестовали, собственно, против уничтожения жизни.
Новости я узнаю из выпусков «Радио России», но вечером 2 ноября о протестах московских медиков в эфире не было сказано ни слова, зато отрапортовали о том, что на избирательные участки в Луганске пришло так много желающих проголосовать, что работу участков пришлось продлевать на два часа, и о том, что побеждают на выборах «действующие главы». Митинг медиков столицы я увидел в понедельник, 3 ноября, по телеканалу «ЕвроНьюс». Площадь в месте проведения была забита народом, и это были не «офисные хомячки», как издевательски называло наше ТВ протестующих в 2011-2012 годах, а те, от кого зависят здоровье и жизнь россиян, кому люди без оглядки свои здоровье и жизнь доверяют. То есть до края доведен передний край общества.
Понятно, что в практику этот каннибализм проводится с одобрения верхов – и исполнительной, с позволения сказать, власти, и законодательной. Когда несколько лет назад появился Общероссийский народный фронт (ОНФ), многие недоумевали: «С кем они собираются воевать?». И вот, наконец, ответ на этот вопрос, похоже, проясняется. Та же Госдума, как минимум, не возражает против проводимой политики, что равнозначно ее одобрению. Но львиная доля депутатов Думы – это выдвиженцы ОНФ…
На митинге 2 ноября было много лозунгов, причем крайне жестких по отношению к действующей власти, растаптывающей статьи Конституции Российской Федерации, гарантирующие проведение политики, направленной «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст.7); защиту государством материнства и детства – ликвидируются в том числе и родильные дома (ст.38); бесплатную медицинскую помощь (ст.41); благоприятную окружающую среду (ст.42) и так далее. И звучала мысль, что нынешние проблемы врачей – это нынешние же и завтрашние проблемы общества, которое без медицинской помощи обречено, и общество, если оно хочет жить, должно встать на защиту своей медицины.
Столько лицемерия, как сейчас, по отношению к здравоохранению не было с начала ХХ века еще никогда.
Советская власть прописала в своих законах, что медицинская помощь в СССР бесплатна. Она такой и была, пусть и не без издержек. В 90-е годы медицину лихорадило вместе со всей страной, поскольку в стране не было денег. Власть избегала лжи, признавая наличие проблем и делая, что было в ее силах. Но чтобы рубить, как сегодня, все под корень и при этом рассказывать про улучшение качества медицины и повышение ее доступности, – до такого не додумались ни варвар Сталин, ни Хрущев, ни Брежнев, ни Горбачев и ни Ельцин. Такое ощущение, что нынешний режим в народе не нуждается в принципе. Ему надо лишь пару миллионов человек, чтобы качать нефть и газ, и еще пушки и пушечное мясо – для охраны трубы. Иначе говоря, энное количество молодых и относительно здоровых людей, которые в силу своей молодости могут обходиться и без медицины. А когда они, если останутся в живых, одряхлеют, их тоже спишут в утиль.
На конец ноября медицинские работники планируют всероссийскую акцию протеста против таких перспектив и надеются на солидарность общества. На его неравнодушие. Не к врачам – к себе.
Андрей Семенов