О последних “секретных” делах, а также о том, как складывается ситуация с коррупцией в регионе, в эксклюзивном интервью “Молодежке” рассказал уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области Александр ЯШИН.
– Александр Евгеньевич, вы уже почти год в должности. Где сложнее: работать главой администрации Инзенского района или уполномоченным?
– По-моему, сравнения тут невозможны. Это две совершенно разные сферы деятельности. Если говорить о работе по управлению муниципальным образованием, то это многогранная сложная работа, которая позволяет решать проблемы “в ручном режиме”. Деятельность уполномоченного по противодействию коррупции строго регламентирована законодательством, требует системного подхода. Необходимо постоянное совершенствование знаний по данной проблематике, изучение международного и всероссийского опыта.
– Насколько эффективна эта должность?
– Ульяновская область – единственный субъект в России, где есть специальная государственная должность – уполномоченного по противодействию коррупции. Скажу откровенно, построение в регионе целой системы по противодействию коррупции – результат жесткого и непримиримого отношения к коррупции как социально опасному явлению губернатора Сергея Морозова. Насколько эффективна эта должность? Далеко за примерами ходить не надо. В Ульяновской области замет-но снизился уровень выявляемых коррупционных факторов в нормативных правовых актах государственных и исполнительных органов. Это отмечает и областная прокуратура. Только за 10 месяцев этого года в адрес уполномоченного поступило 90 обращений граждан о проявлении коррупции в тех или иных сферах.
– Помогает ли вам в работе ваш милицейский опыт? Прибегаете ли вы к старым проверенным методам при “расследовании” какого-нибудь дела?
– Помогает! Как уполномоченный по противодействию коррупции регулярно встречаюсь с руководителями правоохранительных органов региона. В случае необходимости оперативно обмениваемся информацией.
– С какими вопросами к вам чаще всего обращаются люди?
– Чаще всего поступают жалобы на работу правоохранительных органов, проведение аукционов и нарушение принципов конкуренции, организацию работы государственных и муниципальных служащих, незаконное выделение земли, незаконное строительство, незаконный сбор денег, махинации с вырубкой леса.
Наибольшее количество обращений в этом году поступило из Засвияжского и Заволжского районов Ульяновска. Часто обращались жители Вешкаймского, Чердаклинского и Инзенского районов.
– Приведите несколько примеров дел, которые были “раскрыты” при вашем участии?
– Ряд этих дел имел большой общественный резонанс. Например, дело о пассажирских перевозках в Ульяновске. Коллектив водителей маршрутного транспорта ИП Букарова жаловался на конкурсную комиссию комитета дорожного хозяйства ульяновской горадминистрации. Напомню, что тогда аукцион прошел в пользу Загидуллина. Решением областного Арбитражного суда итоги конкурса были признаны недействительными.
В Старой Кулатке был ликвидирован районный рынок как убыточный и перепродан в частные руки. Но там не были созданы условия торговли, была высокая арендная плата. В результате вскрыто огромное количество нарушений. Материалы переданы в правоохранительные органы.
Рассмотрено обращение о незаконных порубках в Николаевских лесничествах. Возбуждено 9 уголовных дел.
Рассмотрено обращение о превышении должностных полномочий начальником управления земельного комитета администрации Димитровграда. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Он освобожден от занимаемой должности.
В результате проведенной проверки Ульяновского областного хосписа выявлено хищение более 4 млн рублей бухгалтером. В итоге она осуждена на 4 года лишения свободы условно и оштрафована.
Всего по результатам работы уполномоченного по противодействию коррупции в 2014 года возбуждено 12 уголовных дел.
Сейчас совместно с правоохранительными органами ведем работу по рассмотрению обращения об имеющемся случае завуалированного вымогательства денег со студентов сотрудниками Ульяновского социально-педагогического колледжа №1. По имеющейся у нас информации, поступившим студентам предлагали сдать по 2000 рублей на нужды колледжа. Им раздавали специальные бланки для спонсорской помощи. Получателем денежных средств значился попечительский совет колледжа. Мы направили соответствующие материалы в областное УМВД. После нашего вмешательства попечительский совет прекратил свое существование, а всем студентам вернули деньги.
– Можно ли сформировать рейтинг районов иго-родов области по коррупционной составляющей?
– По итогам первого полугодия неудовлетворительно ведется работа в Димитровграде, Новоульяновске, Ульяновском, Вешкаймском, Новоспасском, Радищевском, Старокулаткинском районах. Много замечаний предъявлено областным министерствам искусства и культурной политики, сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов, департаменту ветеринарии.
Мы предложили губернатору проект под названием “Анимированная антикоррупционная карта Ульяновской области” и получили поддержку. Планируем на сайте Уполномоченного ежеквартально выставлять оценки муниципальным образованиям: красный цвет – высокий уровень коррупциогенности, желтый – средний, и, наконец, зелёный – низкий.
Показатель цвета будет определяться количеством случаев взяток, возбуждения уголовных дел коррупционного характера, жалобами и обращениями граждан.
– Как вы считаете, смогут ли высокие зарплаты чиновников и ужесточение наказаний повлиять на ситуацию с коррупцией?
– Безусловно! Но все же более эффективной мерой является организация работы по антикоррупционному просвещению граждан. Необходимо работать не только с теми, кто берет взятки, но и с теми, кто их дает или провоцирует. Уверен: коррупцию можно победить.