В связи со строительством Куйбышевского водохранилища пришлось расселить несколько деревень волжского левобережья. Кроме симбирских слобод Часовня, Канава и Королевка, о которых мы рассказали в статье «Заволжские слободы» («СК» № 117 от 23 сентября 2014 года), под водой скрылись деревни Большое Пальцино, Малое Пальцино и Петровка. Напоминают о них только Пальцинский остров да названия «Петровский овраг» (находится за новым городом), «Петровское поле» – магазин на улице Деева. Материалы о затопленных деревнях нам прислал краевед Евгений Кавалеров.
Большое и Малое
Все три деревни входили в состав Архангельской волости Ставропольского уезда Симбирской губернии. Большое Пальцино, находившееся в двенадцати верстах от Симбирска, изначально было помещичьим владением. Происхождение названия, по предположению историков, связано с двумя русскими словами – это «палевать» (жечь) или «палица» (род дубины). Впервые Большое Пальцино упоминается в 1615 году как стрелецкий городок. По ревизской сказке 1780 года здесь жили уже помещичьи крестьяне – в количестве 93 душ. Известно, что в 1860 году владение принадлежало помещику Топорнину, в 68 дворах проживало 235 душ. К 1914 году относится первое упоминание о церковно-приходской школе, в которой учились 20 мальчиков и 15 девочек. Взрослых, разумеющих грамоте, было немногим больше: 68 мужчин и 16 женщин. С годами количество дворов то уменьшалось, то увеличивалось, неуклонно росло лишь количество людей. Известно, что к 1926 году на 135 дворов, расположенных вдоль единственной улицы, приходилось 630 жителей. На смену церковно-приходской пришла школа первой ступени. В 1948 году силами колхоза «Приволжский» для нее построили новое здание.
В 1910 году было отмечено, что в деревне имеется ветряная мельница. В 1914 году жители имели 118 лошадей и 44 железных плуга. В поволжской пойме имелись сочные высокопродуктивные заливные луга, поросшие костром, лисохвостом и другими злаками чуть ли не в рост человека. Луга давали ежегодно до 100 центнеров сена с десятины. Все это безвозвратно ушло под воду водохранилища.
Воспоминанием о деревне служит лишь остров Пальцинский с уникальной экосистемой, вытянувшийся посередине Волги.
Деревня Малое Пальцино возникла в тринадцати верстах от Симбирска, предположительно, в XVIII веке. В1889 году 25 дворов, 51 ревизская душа и 205 жителей составляли имение княгини Клавдии Николаевны Чегодаевой. После отмены крепостного права деревня вошла в состав Архангельской волости Ставропольского уезда. В ней тоже была всего одна улица, тянувшаяся с севера на юг, одна ветряная мельница, церковно-приходская школа с шестью учениками – пятью мальчиками и одной девочкой. Жители занимались сельским хозяйством, имели лошадей и коров. В1930-е годы в деревне образовали колхоз, который позднее объединили с колхозом Большого Пальцина. Из зоны затопления жители переселены в Верхнюю Часовню в 1955 году.
Свидетель
Евгений Кавалеров предоставил нам уникальное воспоминание о Большом Пальцино жителя деревни Агафонова: «Прелесть была – весенний ледоход, весь народ собирался на берегу, чтобы посмотреть на это зрелище. Из-за ледохода даже были береговые оползни. В мае вода спадала, и земля, удобренная илом, покрывалась ковром разнотравья. Рыба шла на нерест в теплые заводи. Вода сходила постепенно, а с ней мальки уходили в Волгу. Какое богатство загубили водохранилищем! Деревню переселили за полгода, начиная с марта 1953 года. После затопления образовался Пальцинский остров. Необходимость переселения объясняли так: «ГЭС будут строить, появится дешевая энергия, кругом будет вода». Леса спилили полностью, но в одном месте деревья не успели вывезти и, чтобы комиссия приняла территорию, их просто закопали бульдозерами. При затоплении они всплыли. Многие жители были против переселения, но деваться некуда. Перевозились сами, на свои деньги нанимали машины. Жалко тех мест, до сих пор жалеем».
О Петровке известно, что она возникла во второй половине XVII века и находилась на озере Лебяжье, на месте акватории современной Волги между двумя мостами. Другое название деревни (Топорнинский Выселок) дано по имени первопоселенца. Имение принадлежало помещикам Топорниным. По первой Российской переписи в 1897 году в деревне насчитывалось 119 дворов и 613 жителей. Крестьяне занимались землепашеством и скотоводством, собирали дары леса, заготавливали в заливных лугах много сена. Рыболовством занимались только для своих нужд. В деревне стояли две ветряные мельницы, люди имели 150 лошадей и 121 корову. К1926 году на смену церковно-приходской школе была создана школа первой ступени. В 1930-е годы образован колхоз «Новый труд».
Известно также, что деревню составляло два общества, до 1884 года проживавшие вместе наберегу озера Яик. Но вследствие того, что усадьбы по берегу озера стали обваливаться, одно общество вынуждено было перебраться к Волге, за версту от основного селения. Это поселение стало называться «Петровка-2».
Все три деревни не остались в стороне от общероссийских событий. Их жители принимали участие в крестьянских волнениях 1905-1907 годов. В 1930-е годы некоторые из них подверглись репрессиям. В частности, расстреляны большепальцинцы-крестьяне Иван Галактионов, 1876 года рождения, Сергей Суслов, 1872 года рождения, рабочий Иван Суслов, 1896 года рождения, житель Петровки Андрей Костин, 1885 года рождения. С фронтов Великой Отечественной войны не вернулись уроженцы каждой из деревень.
Антоновы, Болотновы, Засорины, Барабановы, Витушкины, Колоярские, Андрияновы, Карповы, Баландины, Митрошины – краевед Евгений Кавалеров называет фамилии более 40 семей, выселенных из деревень, затопленных Куйбышевским водохранилищем.
Анна МИХАЙЛОВА