Виктория ЧЕРНЫШЕВА

Проблему формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов обсудили на заседании комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике заксобрания Ульяновской области. Эксперты опасаются, что жители массово не будут платить за капремонт. В то, что их дома приведут в порядок через 30 лет, собственники попросту не верят.
До момента, когда в платежках ульяновцев появится новая строчка, осталось около двух месяцев. Программа, в рамках которой в регионе из средств собственников начнет формироваться фонд капремонта многоквартирных домов, начнет работать с нового года. Однако до сих пор во всем, что связано с накоплением и тратой денег на эти цели, больше вопросов, чем ответов.

Размер минимального взноса на формирование фонда капремонта в Ульяновской области составляет сегодня 5 рублей 20 копеек с одного квадратного метра. По словам экс-руководителя Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса (регионального оператора проведения капремонта в регионе) Сергея Гигирева, цена работ в разных домах варьируется от чуть более четырех до 17 рублей за “квадрат” в двухподъездных двухэтажках, построенных в 50-60-е годы прошлого века. Таких “дорогих” домов только в Ульяновске более полутора тысяч. Собственники квартир могут, на общем собрании жильцов дома, увеличить размер взноса за капремонт. Но, похоже, в целом ряде домов придется сделать это в обязательном порядке.

– В программе есть дома – многие из них расположены в сельской местности, срок сбора необходимых средств на проведение капремонта в которых значительно превышает сроки действия областной программы – 30 лет. Например, в райцентре Николаевка жилое здание, построенное 48 лет назад, имеет износ 36 процентов. Жителям, при нынешнем размере взноса – 5 рублей 21 копейку, потребуется 134 года, чтобы вернуть деньги. Либо собирать по 23 рубля за квадратный метр ежемесячно. И таких домов много, – говорит депутат регионального заксобрания Геннадий Антонцев. – Получается, сотни таких домов потратят из общего котла деньги тех, кто проживает в панельных многоэтажках, без надежды их вернуть.

Сергей Гигирев отметил, что вариантов, как решить эту проблему, несколько. Достаточно неприятный для жильцов выход – на тех объектах, жители которых не смогут вернуть потраченные деньги за 15 (именно такой срок поставил регоператор) лет, ремонт будет не капитальным, а частичным.

– Будем жить по средствам. Починим крышу, а там посмотрим дальше, – говорит Гигирев.

Еще один вариант, который точно не будет воспринят жителями с энтузиазмом – увеличить размер ежемесячной платы за капремонт. Если учесть, что в “проблемных” домах – старых, с небольшим количеством квартир, как правило, проживают люди с низким достатком, пенсионеры, инвалиды, это предложение грозит усилением социальной напряженности.

Наиболее оптимальный выход – софинансирование капремонта в таких домах из муниципального, областного, либо федерального бюджета. Но с учетом “дырявой” казны большинства субъектов страны, и уж, тем более, муниципалитетов, этот вариант сомнителен. Гарантии, что такая поддержка будет, не даст никто. Только один пример: в городском бюджете на софинансирование платежа за капремонт муниципального жилого фонда в 2015 году заложено 1,375 миллиона рублей. Между тем, по данным Гигирева, исходя из данных реестра, эта сумма должна быть не менее 16-18 миллионов в месяц.

По словам Антонцева, регионы, первыми вступившие в программу, например, Липецкая область, уже столкнулись с проблемами неплатежей за капремонт. Это и неудивительно: жителей, которые верят в то, что его дом отремонтируют через 30 лет, мало. Обстановка в финансовой сфере нестабильная. Ставка на депозите, открытом регоператором, где будут аккумулироваться средства собственников – 5,5 процента годовых. В таких условиях никто не даст гарантии, что деньги не “съест” инфляция. Неудивительно, что у жителей домов, поставленных в очередь на капремонт на десятки лет, энтузиазма мало.

Региональные власти пытаются на своем уровне заранее решить эту проблему. Например, депутаты ульяновского заксобрания готовы уменьшить минимальный срок перехода многоквартирного дома из “общего котла” (то есть, со счета регоператора) на спецсчет (этот вариант позиционируется как подходящий для активных и сознательных жителей). В последнем случае, как известно, жильцы сами распоряжаются своими средствами, решают куда именно и когда их потратить. В Астраханской области этот срок урезали с двух лет, определенных федеральным законодательством, до двух месяцев. Ульяновские власти готовы сократить его до года и менее. Но Сергей Гигирев высказал опасения, что собственники будут “прыгать” от одного варианта к другому, что вызовет лишние проблемы и путаницу со счетами.

Для того, чтобы пополнить фонд капремонта дополнительными средствами, была высказана инициатива в обязательном порядке перечислять в него 20 процентов от налога на имущества физических лиц. Возможно, это предложение ульяновские депутаты вынесут на федеральный уровень.

Сергей Гигирев прогнозирует, что на первом этапе неплательщиков будет около 15 процентов, потом же их количество снизится до пяти – семи процентов. Однако есть и другое мнение.

– Жители просто не будут платить, как они отказываются платить за ОДН, – считает ульяновский юрист Константин Толкачев, пытавшийся оспорить в суде областную программу капремонта. – Региональный закон и постановление областного правительства, которые я обжаловал, основаны на нормах Жилищного кодекса о капремонте. Концепция, предложенная на федеральном уровне, мягко говоря, несовершенна. И все практические вопросы, которые сегодня обсуждают, лишь доказывают: учесть все нюансы в реализации капитального ремонта в существующих параметрах просто невозможно. Даже власти признают, что проблем очень много. Думаю, что в течение ближайшего времени программа капремонта будет отменена. Местные бюджеты не очень-то стремятся выполнять свои обязательства в части софинансирования капитального ремонта – необходимые суммы просто не закладываются в необходимом объеме. Вместо этого, уже сейчас ведется речь о необходимости повышения тарифа для людей. Городская администрация по решениям судов должна отремонтировать дома на сумму более, чем миллиард рублей. Решения исполняются, но с задержкой в 3-4 года. Перекладывать ответственность по ремонту домов можно на собственников, но для начала было бы уместно выполнить те обязательства, которые были взяты государством на себя до приватизации (дома должны были передаваться частным лицам в отремонтированном состоянии). Критических противоречий так много, что уже сейчас трудно сказать, переживет ли такая программа хотя бы первый этап. Со своей стороны, я планирую добиться признания противоречащими Конституции норм жилищного законодательства о капитальном ремонте в Конституционном суде.

О том, что программа действительно “сырая”, говорит только один факт. В региональное заксобрание обратились жители домов, выбравших накопление денег на спецсчете. Они попросили законодательно определить порядок выставления платежных документов для этого варианта. Проблема в том, что платежный агент (например, РИЦ) не может брать у собственника деньги за капремонт напрямую и перечислять их на спецсчет, так как такую услугу можно оказывать только юридическим лицам. Для того, чтобы решить эту проблему, регоператору придется создать еще один – промежуточный – счет. Таким образом, деньги за капремонт будут поступать сначала на него, а затем на счет дома. А вот кто будет работать с должниками в этом случае, законодательно не определено.