Почему при стремительно падающих ценах на нефть стоимость бензина и дизтоплива на российских заправках не только не снижается, но и продолжает расти? По словам экспертов, цены на российское топливо в большей мере зависят от курса доллара.

По данным Росстата, с начала нынешнего года бензин в России подорожал в среднем на 9,2 процента, что выше официального уровня инфляции (7,6 процента). В Ульяновской области топливо росло еще большими темпами – в среднем на 11,7 процента. Заметнее всего подскочил в цене наиболее ходовой АИ-92 – с 28,91 рубля в январе до 32,68 рубля за литр. Литр АИ95 за это же время подорожал с 31,82 рубля до 35,34 рубля, а 76-й (АИ-80) – с 26,75 рубля до 29,64 рубля за литр. Довольными могут считать себя разве что владельцы машин с дизельными двигателями – литр солярки с начала года, по данным статоргана, прибавил в цене лишь 10 копеек.

Самое интересное, топливные цены продолжают расти даже на фоне падающих котировок на основное сырье – нефть. С июня, когда цена барреля достигала максимума в 114 долларов, цены на нефть снизились почти на 40 процентов, до 82 долларов. Что же случилось с бензином?

Официальная точка зрения такова, что у бензина нет повода для снижения цен. «Пока нефть на мировых рынках падала в цене почти теми же темпами, что и курс рубля к доллару. Получается, что в рублях нефть для нас стоит почти столько же, сколько и раньше. Так что бензину дешеветь не с чего», – заявил в интервью «Российской газете» начальник Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин.

С экспертом соглашается аналитик Консалтинговой компании «Верген Групп» Андрей Гордеев, заявляя о том, что цена бензина лишь частично зависит от стоимости нефти.

– Примерно 50 процентов в стоимости бензина – это налоги, которые постоянно повышаются, – говорит он. – Также сказывается инфляция, которая в этом году будет выше запланированной. Рост цен на бензин начался в начале лета, поводом стал пожар на одном из нефтеперерабатывающих заводов. Далее цены росли из-за сезонного спроса, а также из-за того, что производителям было выгоднее отправлять бензин за границу. Оптовые цены сильно поднялись, маржа у заправок снизилась,и сейчас они пытаются ее отыграть. Но нефтяникам рекомендовано увеличить поставки на внутренний рынок.

По мнению сопредседателя РПРПАРНАС Бориса Немцова, в условиях растущего доллара нефтяники, повышая цены на бензин в России, пытаются таким образом компенсировать свои потери на внешнем рынке. «Поскольку долги нефтяных компаний – это кредиты западных банков в долларах, сечины (Игорь Сечин – глава НК «Роснефть». Ред.) повышают цены, чтобы не снижалась долларовая выручка. То есть цена на бензин следит за курсом рубля, а не за мировой ценой на нефть», – пишет в своем блоге политик.

«Главная причина роста цен на бензин у нас в стране – запредельная монополизация рынка, – продолжает он, приводя данные, согласно которым «Роснефтью», «Лукойлом», «Сургутом» и «Газпромнефтью» контролируются 75 процентов добычи нефти. – Поскольку цена на нефть на мировом рынке падает, Сечин ее увеличивает на внутреннем, чтобы компенсировать потери от экспорта и расплатиться с долгами», – пишет Борис Немцов.

Эксперты единодушны в прогнозах на будущее – рост цен на бензин продолжится. Потери нефтяников вынуждены будут компенсировать не только автовладельцы, ведь на конечную стоимость продуктов и непродовольственных товаров всерьез влияют транспортные расходы.

Дмитрий Минаев