В Ульяновске собираются привнести несколько новшеств в работу общественного транспорта. Во-первых, на улицах города начнут устанавливать «умные остановки», напичканные электроникой, во-вторых, для оплаты проезда планируют создать единую электронную карту.
Расскажи мне, остановка
К концу ноября 2014 года первый усовершенствованный остановочный павильон планируют установить в пилотном режиме на проспекте Филатова. «Ум» остановки заключается в том, что она будет оснащена, как сообщает пресс-служба Ульяновской Городской Думы, табло с информацией о времени прибытия общественного транспорта, появятся экстренные кнопки вызова полиции и «скорой помощи».
– Кроме того, внутри остановки планируется установить платежный терминал и анти-вандальный торговый автомат, а остановочный комплекс будет оснащен камерами видеонаблюдения с прямым выводом на пульт полиции, – сообщают в пресс-службе. – Жителям города предлагается самостоятельно определить, какие еще функции необходимы на подобных остановках.
Предполагается, что онлайн-видеонаблюдение будет вестись при помощи сайта web-hunter.ru, который пока разрабатывается. Оператором остановки, который полностью обеспечит ее работу, по информации пресс-службы Гордумы, стала компания, которая работает над проектом «Безопасный город», по ней в городе устанавливаются камеры видеонаблюдения. Власти сообщают о том, что с 2013 года установлено более 120 камер, но на сайте компании можно посмотреть пока виды лишь с десяти: пять общегородских видов, из которых два – площади Ленина и еще пять во дворах домов.
Если проект приживется, то будет действительно удобно – по крайней мере, можно будет узнать, когда и как движется общественный транспорт. Сейчас это проблематично, если человек не пользуется интернетом или приложениями для смартфонов. Несколько лет назад городские власти пообещали повсеместно установить таблички, где должны были разместить информацию о проходящих мимо конкретной остановки автобусах, их маршруте и времени прибытия. Таблички на большинстве остановок действительно появились, но вот качество их оставляет желать лучшего: ради экономии места на них лишь значатся номера маршруток, которые здесь курсируют, их конечная и начальная точки движения и периодичность, с которой они ездят, которая часто «врет». Более того, сами таблички уже поизносились: обшарпанные, изрисованные, грязные. Пользуются горожане этой информацией крайне редко. Образцово-показательно в этом смысле сработал 38-й маршрут, который, видимо, не понадеялся на городские власти и на всем протяжении пути на остановках расставил отдельные таблички с подробной информацией о работе микроавтобусов.
У наших соседей все организовано на совершенно ином уровне. В Казани маршруток нет, есть автобусы и троллейбусы. И на каждой остановке висит не желтый затертый плакатик, а действительно бросающееся в лицо информационное табло, на котором не только указаны маршруты, проходящие в конкретном месте, но и различными цветами нанесен на карту путь их следования. Схема очень напоминает те, что вешают в метро.
Возможно, «умные остановки» в Ульяновске могут заменить то, что можно было сделать без электроники, а с помощью обычных информационных табличек, сделанных по разуму. Только есть опасность, что вскоре, невзирая на камеры видеонаблюдения, всю электронику сломают. Да и для реализации проекта понадобится время – сразу все остановочные павильоны не поумнеют. А в некоторых местах они наверняка так и не появятся – в центре города, например, даже обычных павильонов нет. Видимо, чтобы не портили вид.
Вместо билетов – карточки
Еще одно новшество ожидается в следующем году. По информации Городской Думы, в Ульяновске планируется ввести электронную систему оплаты проезда в городском общественном транспорте. Автоматизированная система учета оплаты проезда на автомобильном транспорте и на трамваях будет работать с помощью единых для всех видов общественного транспорта пластиковых карт. На них нужно вносить денежные средства, равные стоимости проезда, а для льготных категорий будут предусмотрены свои карточки, с меньшей стоимостью.
Пока все это – на стадии обсуждения, однако предварительно пресс-служба Гордумы сообщает о следующем порядке пользования электронной картой: при проезде владелец предъявляет ее кондуктору, который при помощи транспортного терминала производит оплату проезда. Сначала систему внедрят на трамваях, троллейбусах и автобусах, затем хотят распространить и на маршрутные такси, где, напомним, вообще нет кондуктора, а плата за проезд производится по системе «передайте, пожалуйста».
Как полагают чиновники, электронная система оплаты проезда усовершенствует транспортное обслуживание, обеспечит учет пассажиров. Многие жители, думается, ждут этого с ужасом – те, кто никогда не пользовался пластиковыми картами, будут вынуждены в этом разбираться. Если нововведение все-таки будет, важно, чтобы осталась альтернатива – иначе человек без карточки, но хоть с миллионом рублей наличными, уехать никуда не сможет.
Как знать, может, подобное нововведение станет отличным оправданием, например, для нового повышения цен за проезд в общественном транспорте? При существующем кризисном экономическом положении такой вариант наверняка возможен.
Сергей ГУРЬЯНОВ