Европейский космический зонд доставил научный модуль с названием Philae («Фили») на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко. Ученые надеются получить пробы с этого небесного тела и разгадать на их основе историю образования Земли, поскольку кометы считаются древнейшими обломками, оставшимися от момента зарождения Вселенной.
Вообще-то подобные мечты и устремления мне лично кажутся человеческой суетой и томлением духа. Какая нам в конце концов разница, что произошло на месте нынешней Вселенной четыре или пять миллиардов лет назад? Допустим, узнаем – и что? Будем счастливее или, наоборот, несчастнее? Все обнимемся и все у всех будет хорошо? Перестанем болеть и умирать? Вряд ли. Но у человеческого разума при этом тьма неразрешенных задач и на Земле, и внутри самого человека, ведь мы не имеем, например, ни малейшего представления о том, что такое наш мозг, как он устроен и как он работает, и почему именно так работает.
Но факт высадки «Фили» на комету меня, тем не менее, очень впечатлил. Не обещанием каких-то сенсационных открытий, а сам по себе.
Аппарат был запущен в марте 2004 года и до цели двигался, таким образом, десять лет и восемь месяцев. Может, для специалистов астронавтики это само собой разумеющееся дело, но мне кажется непостижимым, что те, кто аппарат отправлял, рассчитали весь его маршрут. Рассчитали, где он окажется через десять лет и восемь месяцев, согласовав расчет с тем, где окажется через тот же период времени комета, чтобы аппарат смог на нее высадиться.
То есть они знали, где зонд будет через месяц, полгода, год, пять лет, десять. По какой траектории он будет двигаться, мимо каких объектов пролетать, где сворачивать, меняя направление полета, как уворачиваться от чужих гравитационных полей, способных его перехватить и прекратить движение. До встречи с кометой Чурюмова-Герасименко «Фили» пролетел миллиарды километров, а опустился на нее примерно в 550 миллионах километров от Земли. Миллиарды же накрутил, выбирая безопасный путь в межзвездном пространстве. Разве это не феноменально и разве может не перехватывать дух от силы слабого человеческого интеллекта, способного на такое!
Похожие чувства я испытывал, отслеживая судьбу американского аппарата «Вояджер», целью которого исследователи определили достижение границ Солнечной системы. В пути «Вояджер» находился несколько десятков лет, постоянно передавая на Землю сигналы. И вот однажды НАСА сообщило, что пределы Солнечной системы аппарат покинул. Я представил, как он летит там, в холодной мгле, пробирается между чужими мирами, удаляясь все дальше и дальше. От Солнца, от Земли, от людей…
Артур ТАНИЕВ