В начале этого учебного года данная программа начала реализовываться в50 общеобразовательных учреждениях Ульяновска: ” пилотными площадками” стали 29 школ, 13 детских садов и 8 центров детского творчества.
По инициативе главы Ульяновска Марины Беспаловой все учреждения, ставшие “пилотными площадками” по внедрению программы, полностью обеспечены учебно-методическим комплексом к началу следующего учебного года за счёт средств городского бюджета.
И вот теперь принято решение о реализации программы “Социокультурные истоки” во всех общеобразовательных учреждениях Ульяновска. Соответствующее заявление начальник городского управления образования Ольга Мезина сделала на этой неделе во время городского родительского собрания. Оно состоялось 18 ноября в гимназии №1.
Основной темой родительского собрания стало повышение роли и значимости семьи, сохранение семейных традиций и духовно-нравственное воспитание детей. Впервые на нем присутствовал митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан.
– Слово “образование” произошло от слова “образ”, -напомнил всем собравшимся митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан. – А образ – это суть человеческого “я”. От того, насколько правильно в ребенке сформирован образ, зависит и будущее самого маленького человека, и будущее его родителей, и будущее всей страны. Вопрос образования детей очень важен. Все мы умные, все мы знаем, что пожелать своим детям. Но не надо забывать, что мы живем в обществе, которое сильно влияет на детей. И нередко влияет не так, как мы желаем. Не всегда мать может повлиять на ребенка, нужно и отеческое слово. Тогда будут нормальные семейные взаимоотношения. У нас же часто случается перекос в понимании воспитания. Часто отцы считают, что их родительские обязанности сводятся лишь к материальному обеспечению семьи. И такое воспитание нередко приводит к трагедии.Еще одной проблемой воспитания, по мнению митрополита Симбирского и Новоспасского Феофана, является то, что родители часто просто откупаются от своих детей. Исполняя капризы ребенка, взрослые не уделяют подрастающему поколению времени для совместного общения. А когда замечают этот недостаток внимания, то часто бывает, что время упущено, а ребенок – потерян.
– Нельзя считать, что сумма знаний – главное в образовании, – заявил митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан. – Если у напичканного знаниями человека нет нравственного воспитания – будет беда. Ведь современные бандиты и террористы в большинстве своем умные люди. Но из-за отсутствия у них нравственного воспитания они ведут неправильный для общества образ жизни.
– Хочется верить, что программа “Социокультурные истоки” поможет ульяновским школьникам, а также их учителям и родителям стать образованнее, – сказал депутат Ульяновской Городской Думы Игорь Любченков. – Об этой образовательной программе я узнал на своей исторической родине – в Алатыре, где “Социокультурные истоки” реализуются уже несколько лет. После того, как ульяновский губернатор Сергей Морозов поддержал идею реализации этой программы на территории нашего региона, по инициативе главы города Марины Беспаловой с этого года в Ульяновске созданы “пилотные площадки” по внедрению программы.
– В 2015-м году нашей программе исполнится 20 лет, -заявила всем участникам городского родительского собрания руководитель обучающего семинара курсов “Социокультурные истоки” Елена Смирнова. – Обучение программе начинается с детей 3-летнего возраста, самыми старшими нашими учениками являются школьники-девятиклассники. В наших ближайших планах – разработать учебную программу для учеников 10-11 классов. Наша программа представляет собой систему духовно-нравственных ценностей. Она носит светский характер. Хотя программа несет ценности православные, она ведется с позиции культурологии, а не религии. Благодаря этим ценностям, в нашей многонациональной стране мы можем объединиться. Для создателей “Истоков” не важно, какой национальности и религии ученики. Главнее и важнее понятия семья , род , “доброе слово”.
По словам Елены Смирновой, благодаря программе “Истоки”, учатся не только школьники, но и их учителя, и их родители. Программа осознанно разработана таким образом, чтобы родитель был активным участником. Задания выполняются детьми совместно с родителями. Ведь, к примеру, ребенок совместно с родителями пишет свое родовое дерево.
НАША СПРАВКА
Главными задачами программы “Социокультурные истоки” являются:
• развитие духовно-нравственных основ образования;
• интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
• формирование гражданской ответственности и осознание учащимся, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
• приобщение в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
• укрепление статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.