В какое учреждение ни приди, повсюду вам сообщают, что мероприятие проходит «в рамках». Рамки самые разные: года культуры или библиотечного дела, патриотического или духовного воспитания, дней культуры Германии или Италии, борьбы с пьянством или наркоманией. Пресловутые рамки ограничиваются несколькими днями, месячником, годом, а некоторые растянуты на неопределенное время. Все чаще разные рамки пересекаются и рождаются абсурдные формулировки вроде такой: «джазовый концерт в рамках года культуры и в связи с 70-летием Великой Победы». Откуда они берутся и зачем нужны? Правильно, сверху, и еще раз правильно – для отчетов!

«СК» не раз поднимал тему загруженности школьных учителей составлением разного рода документации. В прошлом году в регионе даже что-то предпринимали в связи с этой проблемой, да только педагогам легче не стало.

Ничуть не меньше отчетность и у работников сферы культуры. Минискусства региона регулярно требует сообщить, в каком музее, театре, клубе, библиотеке и что подготовлено ко Дню матери, Пасхе, Дню семейного общения и так далее. Уровнем выше существуют уже несколько лет межведомственные комиссии, сформированные из представителей областных МВД, минобрнауки, того же минискусства, минздрава, минспорта, Управления по борьбе с наркотиками и так далее. Совместными усилиями (а на деле – каждый, как может) они должны бороться, например, за здоровье или против абортов.

Поступают все по-разному. Кто-то берет «под козырек» и, допустим, в некой библиотеке, дабы выполнить требование по профилактике СПИДа, вместо того, чтобы дать читателям возможность спокойно выбрать нужные им книги, собирает их в группы и читает им лекции. Достается обычно школьникам и студентами, которых проще сразу группами приводить. Другие понимают, что требование формальное, и навешивают на выставку или спектакль с подходящей тематикой ярлык «в рамках». Третьи, ссылаясь на нежный возраст посетителей, отправляют в комиссии аргументированную отписку, мол, аудитория у нас по большей части состоит из дошкольников и тема профилактики абортов для них совсем не подходящая. Главное же в этом деле – какой выход из ситуации ни найдешь, а в любом случае пиши отчет.

Достается и преподавателям детских школ искусств (ДШИ). На них спускают все те же темы – пропаганда здорового образа жизни, профилактика преступности, абортов, наркомании. У учителей и без того дел достаточно – научить играть на музыкальном инструменте, рисовать, танцевать, подготовить детей к концертам, конкурсам, фестивалям. Собственно, за этим и идут дети в ДШИ. Но изза распоряжений сверху и ребятам, и педагогам приходится тратить время на разговоры, в общем-то, ненужные – разве непонятно, что именно эти дети уже заняты тем, что не приведет ни к дракам, ни к воровству.

Учитель – дилетант в вопросах медицины, психологии и прочего – должен тратить время на поиск информации, допустим, о профилактике конфликтных ситуаций. Насколько грамотно в таких условиях будет донесена мысль – это не волнует идеологов из Москвы, а именно оттуда ноги растут, убеждены работники учреждений культуры. И, регулярно отчитываясь по темам, спущенным сверху, преподаватели уже гораздо спокойнее относятся к рутинному заполнению бумаг, непосредственно связанному с профессиональной деятельностью – составлению индивидуальных планов, заключению договоров, дополнительных соглашений на платные образовательные услуги, подготовке аналитических справок и так далее.

Накануне праздников из городского Управления культуры или областного минискусства, как правило, приходит пафосная информация примерно такого содержания: «В дни новогодних каникул (в День России, в рамках отказа от табакокурения) в Ульяновске состоится более 150 (300, 800) мероприятий!». Причем, как правило, подавляющее большинство составляют концерты и выставки, которые и так прошли быбез всяких рамок. Однако ведомству надо отчитаться и создать иллюзию небывалой активности – и в таблицу вносится все подряд. В отчеты не попадают разве что корпоративные мероприятия, проводимые организациями в арендуемых ими учреждениях культуры – в филармонии, например.

Расспрашивая об этой обязаловке сотрудника одного из областных учреждений культуры, которое пребывает в плачевном состоянии, давно не ремонтируется, с холодными неуютными помещениями, но с которого также постоянно требуют отчеты, я неожиданно для себя получила встречный вопрос: «А зачем вам это нужно?». Ну как же, «в рамках» – в рамках борьбы с бюрократизмом и идиотизмом.

Анна Школьная