После двухмесячного обсуждения документ был принят сообществом, но с условием уточнения названия. В обсуждении принимали участие руководители министерства искусства и культурной политики, образования и науки, представители учреждений культуры и дополнительного образования, бизнеса, общественности.
Разрабатывали стратегию для региона с участием привлечённых экспертов. Руководила подготовкой директор Нового института культурологии, кандидат исторических наук Нина Кочеляева. Она рассказала, что документ опирался на стратегию социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года.
«Мы рассматривали культуру в широком понимании, не только как систему ведомственного подчинения профильного министерства, но и то, как культура работает на границах, где соприкасаются несколько ведомств, и каково участие гражданского сообщества», – отметила Кочеляева.
После обсуждения и доработок стратегия состоит из 50 пунктов. В фокусе – человек, вокруг которого формируется культурная среда, творческое развитие, обеспечивается доступность участия в культурных событиях. Среди приоритетных направлений сохранение культурного наследия, реализация кадрового потенциала, сглаживание региональных диспропорций, содействие развитию культурных индустрий, активизация общественных инициатив, поддержка проектов. К последним относится музей СССР, создание киностудии. Разработаны и сценарии развития – пессимистический, реалистический и оптимистический.
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, говоря о ключевом посыле стратегии, отметил, что итоговая цель – построить в Ульяновской области мировой креативный регион. «Я считаю, что культура определяется ресурсным развитием региона. Любая стратегия должна отталкиваться от неких реперных точек, на которые она должна ориентироваться. Для Ульяновской области есть такие маяки, они связаны с Советским Союзом. Впереди 17, 22 год, столетие со дня смерти Ленина и другие даты. Это всё красный туризм, музей СССР, они являются сегодня определяющими», – отметил губернатор.
В ходе итогового обсуждения стратегии возникли споры. В частности, они касались «ленинского» наследия региона и ситуации с культурной сферой в муниципальных образованиях. Высказывая мнения, что приоритетнее, представители данных сфер остались при своих мнениях.
Ранее проект стратегии культурной политики одобрила Общественная палата региона. Председатель комиссии палаты по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию Юлия Володина рассказала, что в обсуждении документа активное участие приняла общественность по всей области: «Мы организовали общественные слушания во всех 24 муниципальных образованиях, отработали методику их проведения, посоветовали, кого пригласить. Представители министерства образования были с нами всё это время. Это были круглые столы, открытые слушания, дискуссионные площадки. Все замечания были направлены в Общественную палату, мы их сформировали и направили в министерство культуры. Из 27 предложений принято 25». Исправленный вариант рассматривали несколько дней назад на расширенном заседании вместе с Общественной палатой, министерством искусства и культурной политики, министерством образования, комитетом по молодёжной политике, представителями вузов и школ, творческих союзов, общественными палаты муниципальных образований.
Председатель общественного совета министерства искусства и культурной политики области Анна Карвалейру отметила, что муниципальные образования также должны подготовить свои концепции развития, основанные на стратегии. А в свете сложной экономической ситуации необходимо разработать антикризисные меры по реализации культурной политики.
Представители районов и учреждений культуры предложили принять стратегию и уже на основе документа разрабатывать конкретный план действий на определённый срок. Именно этот план и будет отвечать тактическим задачам на сегодняшний день.
Губернатор отметил, что на принятии областного бюджета в Законодательном собрании будут представлены три стратегии региона: экономической, социальной и культурной политики региона. И добавил, что последний документ должен позиционироваться как стратегия культурной безопасности. В связи с этим министр образования Екатерина Уба предложила назвать стратегию таким образом, чтобы документ давал представление, какой должна стать Ульяновская область к 2030 году. С этим уточнением стратегия была принята большинством собравшихся.
Мария Сайгина