Пять лет назад, 24 ноября 2009 года, в Ульяновске была торжественно открыта новая переправа через Волгу. Мост, соединяющий далёкие берега Волги, имеет общую длину почти в 13 километров. Эта переправа – самая крупной в европейской части России и самой Европе. Мост, получивший название «Президентский», в ответ ранее построенному «Императорскому» мосту, входит в транспортный коридор, соединяющий европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.

В церемонии торжественного открытия пять лет назад принимали участие Президент России Дмитрий Медведев и Президент Азербайджана Ильхам Алиев, а также

руководство города и Ульяновской области – губернатор Сергей Морозов, первый заместитель председателя правительства Александр Пинков, мэр Ульяновска Сергей Ермаков, руководители подрядных организаций, мэры соседних городов, представители общественности. В честь праздника был проведён православный молебен и мусульманский обряд.

«Завершить возведение этого объекта нам удалось в непростое время – в период мирового финансово-экономического кризиса, и этот факт преумножает это достижение и доказывает, что даже в неблагоприятных условиях мы умеем профессионально решать самые сложные экономические и технологические задачи. С вводом в эксплуатацию нового мостового перехода Ульяновская область получает шанс стать одним из самых важных стратегических транспортных узлов в РФ. Теперь наша главная задача – строительство и сдача в эксплуатацию второго пускового комплекса моста, что обеспечит выход автомобильного транспорта в улично-дорожную сеть областного центра», – отмечал губернатор Сергей Морозов.

Пять лет назад была открыта первая очередь проекта. Вторую планируется использовать для скоростного трамвая, но это пока в планах.

Строительство уникально не только своими сроками, но и применёнными инновациями. Для увеличения прочности и экономии материалов при конструкции решетчатого пролётного строения было применено соединения элементов на узловых коробках. Для монтажа пролётов также была разработана уникальная технология. Использованы антикоррозийные покрытия с гарантийным сроком службы до 15 лет, а покрытие мостового полотна выполнено из наиболее перспективных и долговечных дорожно-строительных материалов.

Документы о проектировании моста были утверждены 8 августа 1980 года, а решение о строительстве приняли 2 октября 1984 года. Именно для строительства этой переправы впервые в истории отечественного мостостроения был проведён конкурс по выбору наиболее рационального проектного решения. Работы начались в 1986 году.

В 1995 году финансирование проекта было прекращено, стройка остановилась на три года, после чего была возобновлена. Благодаря федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы» строительство было ускорено. ​26 августа 2007 года по объединённым пролётам проехал первый автомобиль. Автомобильное движение официально было открыто 30 ноября 2011 года. Однако 13 ноября 2009 года в связи со взрывом на 31 Арсенале он был открыт для проезда.