3 декабря, в День памяти неизвестного солдата, в Ульяновской области будут подведены предварительные итоги акции «Вспомним всех поименно!». Она ежегодно проводится военно-патриотическим центром «Набат» и стартует в день начала Великой Отечественной войны -22 июня. Родственникам двенадцати погибших и пропавших без вести солдат поисковики центра вручат документы с информацией о месте их захоронения. Всего с 2008 года «Набат» принял 438 заявлений с просьбами найти информацию об отцах, дедах, прадедах, по 92 из них сведения уже найдены и переданы родным.
– Поисковая работа – это миллионы судеб, их пересечение, неожиданные открытия, – рассказывает руководитель центра Олег Ерохин. – Долгое время она развивалась стихийно, где-то были специальные батальоны, например, в Белоруссии, а где-то промышляли «черные копатели», которые наживались на находках. Важно, что оставались люди, которые понимали, что нужен серьезный подход, с контролем и отчетностью. Поэтому, согласно требованиям закона, Минюст России уполномочил ряд общественных и общественно-государственных организаций на розыск пропавших без вести, в том числе и нашу. Все они входят в общероссийское общественное поисковое движение России. Деятельность других организаций, по сути, незаконна.
Первая вахта памяти «Набата» состоялась в Вяземском районе Смоленской области в августе 2003 года. В состав отряда вошли ребята из Вешкаймского, Базарносызганского районов и Ульяновска. Причем, поясняет Ерохин, поисковая деятельность – это не только выезды в степи и леса, на места сражений, но и большая исследовательская работа с документами. Это и интернет-розыск, и изучение архивов, и знание специализированных изданий, особенно многотомника «Книга памяти».
– Я в поисковое движение попал в 1995 году через журналистику, – рассказывает Олег Александрович. – По приглашению знакомой при-ехал в район города Кириши Ленинградской области. Место это не сильно известное, но у немецких солдат считалось – если ты в 1941 году не был на Киришском плацдарме, считай, вообще не был на восточном фронте. Там шли тяжелые бои. Моя задача была снять фильм, а так как я был спортивным обозревателем, то мне было непросто – дело незнакомое. В первую же вахту поисковики нашли и торжественно захоронили на воинском кладбище останки 798 советских солдат. Я впервые собственноручно поднял из воронки случайно обнаруженных шестерых солдат. Тогда я еще не понимал, что мы ищем останки воинов. Я-то искал самих солдат. Наверное, я ожидал, что найду труп солдата, лежащего с винтовкой, не понимая, что сейчас от него остались только прах и ко-сточки. Но, бывает, находим и останки в таком состоянии, словно недавно захоронены.
Результатом поездки стал 12-минутный фильм, за который замгубернатора Ленинградской области отметил группу телевизионщиков благодарственным письмом. За год Ерохин побывал на вахтах в Калуге, Орле, Новгороде, родном Волгограде, разбирался, кто такие поисковики, что такое поисковая деятельность. Теперь он сам является организатором этой работы. Уверенно называет места, в которых лежат бойцы родом из Ульяновской области и которые интересуют поисковиков. Например, Зайцеву гору в Калужской области, где полегло не менее 60 тысяч советских солдат. В боях за эту высоту только в апреле 1942 года участвовали четыре наши дивизии. А руководил военными действиями Герой СССР Михаил Ефремов, чье имя носит улица в Засвияжском районе Ульяновска. В освобождении белорусского города Жлобина 15 июля 1941 года была задействована 154-я стрелковая дивизия, которая формировалась в Ульяновской области, и белорусы всегда тепло встречают людей, занимающихся поиском защитников их родины. Смоленская область, откуда только в 2012 году поисковики вернули на родину останки пятерых солдат. Печально знаменитый Мясной Бор Новгородской области, где в составе Второй ударной армии погибло много наших земляков. В апреле 2015 года в этом месте будут проводить международную вахту памяти – самое большое мероприятие поискового движения года, и «Набат» непременно примет в нем участие.
– В наших Книгах памяти, в известном общедоступном банке документов «Мемориал» Министерства обороны РФ солдат может числиться пропавшим без вести, – рассказывает Ерохин. – Наша задача – вернуть безымянным героям войны их добрые имена. Например, Татарстан сообщил, что на территории республики захоронены трое наших летчиков из Старомайнского, Карсунского, Новомалыклинского районов, о которых мы до последнего времени знали лишь, что двое пропали без вести, а третий скончался от ран – дата и место захоронения неизвестны. А в Татарстане есть сведения о могилах, и мы занялись поиском родных.
В день нашей встречи с Ерохиным в «Набат» пришел Юрий Антонов. Мать рассказывала ему, что его дед погиб где-то в Польше. В дни, когда судьба русских солдатских захоронений в Польше стала неопределенной, Антонов вместе с матерью и сыном приняли решение сделать все, чтобы привезти останки героя в Ульяновск. И «Набат» по архивным документам уже нашел часть информации о солдате.
Иногда «Набат» призывают привлекать к работе детей, воспитывать в них дух патриотизма. Но Ерохин, по личному опыту зная о том, каким тяжелым испытанием для психики взрослого мужчины становится встреча с находками, что человек все пропускает через свое сердце, считает: в поисковую часть, к останкам подростков пускать не стоит. Работа с Книгами памяти для них – самый лучший вариант. Книги, хранящиеся в «Набате», полны закладок -это метки, по которым можно найти наших солдат. В земле их ищут другим способом: с помощью металлоискателей, потому что каждый солдат всегда имел при себе лопатку, котелок и ложку. Поисковики так и говорят: «Идем на звук ложки». Однажды этот звук привел к бойцу, у которого ложка хранилась в обметке, под валенком. Солдат выцарапал на ней полностью фамилию, имя, отчество, место проживания, но пуля сбила первую букву фамилии.
«Какую букву ни подставь, любая подходит!» -вспоминает Ерохин. Однако документы помогли и фамилию определить, и родственников найти. Хорошо, если при солдате есть медальон, но их отменили в ноябре 1942 года, да и не в каждом медальоне бумага сохранилась достаточно хорошо, не каждую запись разберешь. Наводят на мысль записи на обрывках бумаги, сохранившихся в карманах. А вот в карманах одного бойца обнаружили порядка 40 красноармейских книжек, но ни одну не смогли прочитать.
– Впереди юбилей Победы, – говорит Ерохин. – К сожалению, не всех солдат, погибших в ту страшную войну, мы сможем найти и вернуть останки на родину. Но мы к этому стремимся, работая под девизом: «Помни! Гордись! Преумножай!».
В настоящее время «Набат» и военкомат ищут родных красноармейца Мартынова Александра Павловича, 1912 года рождения, уроженца Подкаменского совхоза. Личность определена по медальону, в котором указана родственница – Мартынова Агриппина Григорьевна. Солдат найден в окрестностях урочища Плещевицы Валдайского района Новгородской области. Если родных не отыщут, останки перезахоронят на мемориале в Мясном Бору в апреле 2015 года.
Анна ШКОЛЬНАЯ