С очередной инициативой выступил краевед, доцент УлГУ Сергей Петров. Он предложил снять колокол с городских часов и музеефицировать его. От затеи Петрова музейщики могли бы просто отмахнуться, если бы он не направил официальный запрос о физическом состоянии колокола на имя министра искусства региона Татьяны Ившиной. А поскольку закон предписывает давать официальный же ответ, Ив-шина спустила письмо в Краеведческий музей.
27 ноября в Доме Гончарова состоялось заседание ученого совета музея: полтора часа больше десятка сотрудников Краеведческого музея. Музея-заповедника «Родина Ленина», областного департамента по культурному наследию, городского комитета по управлению госимуществом обсуждали судьбу колокола.
Неродной?
В письме Сергей Петров выразил беспокойство тем, что самая известная реликвия города повреждена (на юбке колокола образовалась выемка – каверна), а потому хорошо бы ее снять, выставить на всеобщее обозрение, а вместо него повесить другой колокол, менее ценный. На заседании краевед заявил, что нельзя допустить, чтобы колокол треснул, и напомнил, в чем именно его ценность. В 1920-1930-е годы, когда по России прокатилась волна закрытия храмов и сбрасывания колоколов, этот сохранился чудом. Может, потому, что находился он в отдалении от родины Ленина – в селе Головино (оно же Вознесенское и Утехи) Ставропольского уезда Симбирской, затем Самарской губерний, а ныне Старомайнского района Ульяновской области. По данным, представленным архивистом Антоном Шабалкиным, каменная церковь в Головино была возведена в 1785 году, тогда же симбирский купец Гаврила Шанин отлил для нее колокол по заказу графа Ивана Григорьевича Орлова и его супруги. На колоколе прекрасно сохранились изображения Вознесения Господня – храмового праздника церкви и Иоанна Богослова, небесного покровителя графа Орлова. По верхнему и нижнему поясам колокола идут полуграмотные надписи: «Вылить сеи колакалъ в село Вознесенское Утехи тожъ кцеркви Вознесения Господня поусердию ихъ сиятельствъ графа Ивана Григорьевича играфыни Елисавете Федоровны Орловыхъ мастеръ синбирскои купецъ Гаврила Шанинъ 1785 году июля 28 дня весу 48 п.» (орфография сохранена. – Ред.). В связи с тем, что село Головкино вместе с храмом попало в зону затопления Куйбышевского водохранилища, с 1953 года колокол отправили на пожарную каланчу села Старая Майна, пока в 1974 году его не перевезли в Ульяновск.
Хорошо известна история удивительного соединения колокола с башенными часами: их связывают практически кровные узы, ведь как записал в книге «Город Симбирск за 250 лет существования» Павел Мартынов, часы, изготовленные в 1868 году в Англии фирмой «Кук и сыновья», – подарок городу Симбирску его почетным гражданином, графом Владимиром Петровичем Орловым-Давыдовым, отцом бывшего Симбирского губернатора, графа Владимира Владимировича Орлова-Давыдова. Иван Григорьевич Орлов, по чьему заказу был отлит колокол, – предок Орловых-Давыдовых. Об этом журналистам не раз рассказывал и сам Петров, который вдруг изменил свое мнение и теперь заявляет, что колокол часам «неродной».
«Снять и сохранять»
Краевед отверг профессиональную оценку состояния колокола кузнецом Александром Романовым, заявив, что «под рентгеном его никто не рассматривал, а вдруг там уже есть микротрещины?». Между тем, Романов авторитетно заявил, что юбка колокола имеет приличную толщину – до 100 миллиметров, металлу ничего не грозит, и при том же молоте (вес которого составляет 23 килограмма) колокол прослужит еще долгое время. А для того чтобы образовалась трещина, нужен удар в десятки раз сильнее и гораздо резче. На вопрос, кто разрешит разбирать башенку здания, находящегося в федеральной собственности и являющегося объектом культурного наследия федерального значения, Петров ответил заявлением, что этот новодел не имеет ценности. Однако директор Краеведческого музея Юлия Володина заметила, что на охрану поставлено все здание – вместе с башней. По мнению Антона Шабалкина, башенка Дома Гончарова – один из немногих символов города наряду со зданием Краеведческого музея, Гончаровской беседкой да памятниками Ленина и Гончарова. И кто же с этим возьмется поспорить? Архивист напомнил, что в 2008 году, когда реставрация Дома Гончарова только затевалась, поднимался вопрос о демонтаже башни, но сторонников ее сохранения оказалось не в пример больше противников. Других способов достать 800-килограммовый колокол, чем разрушить башню, можно сказать, и нет. Впрочем, Петров всячески сопротивлялся обсуждению того, насколько это возможно, заявив, словно в суде: «Я протестую!». Сотрудники Историко-культурного центра-музея Гончарова напомнили, что колокол не так уж и скрытот горожан: посетителям «музея часов» демонстрируется фильм о городских часах, в котором колокол показывается со всех сторон. Краевед возмутился, что это все равно, что закрыть музей Гончарова и показывать про него фильм.
К счастью, какие-либо действия с колоколом невозможно проделать, не установив его собственность. А пока по всем документам выходит, что он бесхозный, и значит, никакое учреждение не имеет права тратить на него средства – ни заказать экспертизу, ни заплатить за паспорт объекта и так далее. Решено направить запросы в архивы для выяснения этого момента. Учитывая то, какие средства (0,7 процента от расходной части областного бюджета) выделяются на отрасль культуры, вряд ли найдутся деньги на новый колокол. Правда, Сергей Петров заявил, что это как раз не проблема, и он быстрее достанет деньги и отольет новый колокол, чем завершится переписка.
Как стало известно «СК», на предложение Петрова очень болезненно отреагировал часовщик Анатолий Иванович Фролов, который более 40 лет из своих 84-х следит за городскими часами. Понятно и недоумение сотрудников ульяновских музеев – Валерии Лосевой, Ольги Бородиной, Ольги Туркиной и других: зачем это нужно, чтобы колокол замолчал? Один старинный колокол уже стоит в молчании под колпаком – в музее «Пожарная охрана Симбирска-Ульяновска». «Вы хотите, чтобы колокол был убит!» – был ответ Петрова на все доводы оппонентов. Его позиция категорична: снять и охранять.
Вообще таким образом можно решить многие городские проблемы. Запретить транспорту ездить по дорогам, чтобы не повреждали дорожное полотно. Закрыть двери поликлиник, полностью устранив очереди.
Анна ШКОЛЬНАЯ
гость
П..ть …..Чтож как не повезло области то, столица фриков…..
Жан Миндубаев
“Жила бы страна родная – и нету других забот!” Хит сегодняшнего парада….
Дальше в этом хите идет бессмыслица. Хочу ее повторить:
” И снег, и ветер…
Или звезд ночной полет..
Тебя мое сердце
В тревожную даль зовет!
Такое ощущение, что “тревожная даль” всегда у нас за плечами…
Дырдочкин
Нормально! “Аврору” в док, у нас колокол – заткнуть! А то, не ровён час! :-)
Болтун
Одним из основных свойств чугуна – является хорошая трещиностойкость. Нужно провести УЗ и рентген- контроль на месте (Есть компактное оборудование), а также по возможностити исследовать механические и структурные характеристики материала. За трещиной нужно понаблюдать. Вариант, что колокол резко расколется маловероятен и не физичен с точки зрения материаловедения. Трещина может расти..вопрос с какой скоростью. Нужно посмотреть на инжинерные решения, позволяющие снизить концентрацию напряжений в области торещины. Может быть можно повернуть или чуть сдвинуть колокол.
Десять сотрудников+ Петров…. А настоящих специалистов позвали????
Колокол-то. наверное, бронзовый.
Из чего бы он не был, исследовать надо. Так что не совсем не прав Петров.
Почесноку
Петрова снять и поместить в лечебницу! У него появилась каверна (трещина) в колоколе!
Hermes
У него колобок в голове заселися, выгнав тараканов…