На днях в региональном Законодательном Собрании губернатор Сергей Морозов выступил с бюджетным посланием перед депутатами, по итогам которого приняли областной бюджет на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Депутаты во время обсуждения бюджетного послания главы региона заявили, что никогда раньше главный финансовый документ области не обсуждался так масштабно. Мы решили поговорить о процессе принятия бюджетов с Сергеем Ермаковым, который с этой темой знаком не понаслышке: дважды был мэром Ульяновска, возглавлял бюджетный комитет в Законодательном Собрании области, когда его председателем был Сергей Рябухин, был депутатом ЗСО, – и сравнить, как это происходило раньше, и как – сейчас.
«Следующий год проживем нормально»
– Вы как председатель совета ветеранов области участвовали в обсуждении бюджетов. На какие проблемы обратили внимание в ходе обсуждения?
– Ситуация в стране очень сложная – федеральный бюджет теряет деньги, областной вместе с ним. Поэтому важно особое внимание уделять доходной части бюджета, нужно найти, откуда взять средства. И сейчас разработчики очень хорошо поработали. Сложность еще и в том, чтобы покрыть дефицитную часть – в городском бюджете на 2015 год заложено 453 миллиона дефицита. Я как председатель совета ветеранов области участвовал в общественных слушаниях по городскому бюджету уже третий год подряд и в этом году еще раз указал главе города на три аспекта по привлечению средств в доходную часть бюджета. Во-первых, это работа с недоимкой по налогам – такая проблема существует и в областном, и в городском бюджетах. Во-вторых, сокрытие налогов предпринимателями. Раньше над этим мы работали совместно с налоговой полицией, сами проводили рейды по гаражным кооперативам, в ходе которых выявляли по сто с лишним предпринимателей, которые работают без каких-либо документов. Они не платят налоги, и из-за этого бюджет теряет серьезные деньги. В-третьих, работа с серыми зарплатами – не только городская и областная казна от этого теряют, люди тоже страдают. Уходят на пенсию, и ничего не получают. Тем не менее бюджет сверстан очень хорошо и направлен на развитие. Важно, чтобы все средства были эффективно потрачены – за каждым рублем и копейкой нужен жесткий контроль.
– Как помогают публичные слушания, обсуждение с населением проекта бюджета при его формировании?
– Благодаря тому, что людей теперь привлекают к общественным слушаниям, они знают, из чего сформированы городской и областной бюджеты, как они сформированы, знают, к чему надо стремиться. Многие выступают со своими инициативами. Вот на слушаниях в городе женщина с Нижней Террасы рассказала – в ее микрорайоне проблемы с освещением, плохо работает канализация, ливнев-ки вообще нет, живут, как в трущобе. Другие люди выступали со своими проблемами. Мы голосуем, принимать предложение о включении того или иного пункта в расходную часть бюджета или нет. Чаще принимаем. Из тех денег, которые заложены в бюджете, очень много распределены именно благодаря просьбам населения, которые поступают и в письменном виде, и в устном.
– В четверг был принят областной бюджет. Что можете сказать о нем – какие отличительные особенности?
– Особенно хорошо в этом году областной бюджет сверстан по программам, как, впрочем, и городской. Деньги, направленные не просто в какую-либо структуру, а на разработанную программу, полностью подконтрольны, там рассчитано все до копейки, это позволяет не просто расходовать деньги, а расходовать их эффективно. Например, радует, что много вопросов будет решено по газификации и водоснабжению. Сети уже изношены, их надо менять. И поэтому, допустим, в селе Троицкое Инзенского района вообще новый водопровод построят. Газификация будет осуществлена в 54 населенных пунктах – это очень хорошо.
– Год предстоит тяжелый, санкции и разрыв отношений с партнерами не могут не сказаться на нашей жизни. Бюджеты подстроены под это?
– Если грамотно и эффективно использовать бюджетные средства, то денег хватит – и в областном, и в городском бюджетах. Но важно обеспечить покупательскую способ-ность населения. Как бы мы ни хотели, цены пошли вверх, и, наверное, эта тенденция продолжится. Для того чтобы люди могли купить продукты по невысоким ценам, мы, во-первых, проводим ярмарки, во-вторых, формируем региональный фонд зерна. Здорово, что по инициативе губернатора Сергея Морозова появился и региональный фонд овощей – эти запасы позволят сдержать рост цен, так что весной и хлеб, и овощи можно будет приобрести по приемлемым ценам. Что касается бюджетов, то, я вижу по своему опыту, они сверстаны таким образом, что следующий год мы проживем нормально. Уверен в этом.
Подойти к вопросам детально
– В четверг депутаты ЗСО сказали, что они не помнят, чтобы бюджеты когда-нибудь так масштабно обсуждались. Вы можете с этим согласиться?
– Масштаб обсуждения с каждым годом увеличивается, безусловно. Когда-то вообще не было обсуждения. В начале 90-х в Законодательном Собрании области я возглавлял бюджетный комитет. И мы разрабатывали бюджет следующим образом: собирали комитет, приглашали на заседание депутатов, рассматривали документ по всем позициям и статьям расходов. Но к народу при этом не обращались. Только с экранов телевизоров я потом докладывал населению, что мы разработали бюджет, каким образом он сформирован. Выдавал информацию, но не более. Сейчас ситуация в корне изменилась. Появился закон, согласно которому мы не имеем права без обсуждения выносить его на рассмотрение. Причем это не только требование закона – сама жизнь заставляет работать по такой схеме.
– Сейчас ведь и общественность привлекается, и с экспертным сообществом широко обсуждается проект бюджета.
– Экспертов-то мы и раньше приглашали, привлекали профессоров из институтов. Но это был очень узкий круг лиц, такого широкого обсуждения с ними не было. Только в последние пять лет стало необходимо приглашать специалистов, которые дают свои экспертные заключения. Теперь это в порядке вещей и это правильно.
– Реальный результат от такого общения с населением есть?
– Когда люди подсказывают, это всегда хорошо. Мы потом смотрим на результаты и понимаем, что ульяновцы были правы, что указали нам, куда нужно вложить деньги. Правильно и с политической точки зрения, что бюджет принимается не кулуарно, а после обсуждения с жителями области. Тем более что теперь, прежде чем начать разговор с населением, проект бюджета полностью размещается в газете – читай и изучай, приходи и обсуждай. И некоторые очень внимательно читают документ, спрашивают, почему столько денег заложено на ту или иную статью. Обсуждение дает разработчикам возможность подойти более детально к каждой статье расходов. Первый вариант проекта бюджета может сильно измениться в связи с поступлением предложений.
– Но ведь наверняка есть еще проблемы в привлечении населения к обсуждению. Что в этом направлении предстоит сделать?
– В этом году проводили городские слушания, на которые пришло несколько сотен человек – больше не позволил зал. Это же не весь народ! Слушания, думаю, должны проводиться поэтапно. Можно показать необходимость этого на простом примере: раньше ярмарки проводили на Центральном рынке, и все. Весь город туда стекался. Потом стали делать их в каждом районе. Выручка значительно возросла, люди стали активнее их посещать. И со слушаниями то же самое. Не смогут попасть в один зал все желающие, если он вмещает несколько сотен человек. Если в разных ДК, в разных районах, провести поэтапные слушания, то и мнений будет больше, мыслей больше, а это – на руку разработчикам, так легче почувствовать чаяния народа. Наверное, мы придем к этому.
Василий СТЕПАНОВ

в газете на правах рекламы