Обычно, когда речь заходит о лице города, имеют в виду здания. Но немалую роль в создании общего облика играют спутники архитектуры – так называемые элементы декора – лепнина, скульптура, резные наличники, металлические ограды, ворота, козырьки. К сожалению, со временем многое исчезает. Не спасают их даже скандалы, как, например, произошло в 2010 году, когда аллея улицы Гончарова осталась без чугунной решетки. Несмотря на возражения горожан, демонтировали ограду гончаровского сквера, бульвара «Новый Венец», «колючего садика», заменив солидный металл эрзацем, заржавевшим после первых же дождей. Судьбой так называемого «архитектурного металла» в Ульяновске обеспокоен руководитель кузнечного двора «Корч» Александр Романов, с которым повстречался корреспондент «СК».

– В конце XIX – начале XX века в Симбирске работали настоящие мастера, – рассказал Романов. – Одно время мы с кузнецом Иваном Монастырским изучали эту тему, и точно могу сказать, что только на берегу Свияги стояло не меньше девятнадцати кузниц. Судя по архитектуре, город был не бедным. Люди ценили красивую работу, были готовы платить за нее, а кузнецы делали очень достойные вещи. Сейчас от той красоты осталось совсем немного: ограда дома купца Шатрова (Дворец бракосочетания. -Ред.), дома Сачковых (здание епархии на улице Льва Толстого, 73.

– Ред.), здания Государственного банка (ныне театр кукол. – Ред.)… В металлолом сдали много хорошего. Мы чудом успели кое-что выпросить и сохранить хотя бы на территории кузнечного двора. Когда у нас бывают экскурсии, мы показываем старую ограду Центробанка, металлическую дверь одного из старых зданий на улице Марата, фрагменты ворот театра кукол. Да что говорить о старинной работе, бесследно исчезает даже то, что мы делали всего несколько лет назад!

Изящные цветы в руках Александра – из числа декоративных элементов, украшавших театр кукол. В свое время именно «Корч» занимался реставрацией театральных ворот и ограды, и те фрагменты, которые восстановлению не подлежали, остались в кузнице. Их заменили копиями. А вид и форму некоторых элементов пришлось придумать – например, не сохранилась ни одна из маковок, венчавших пики ограды. Исходя из рисунка ковки других декоративных украшений ограды мастера создали новые – да так искусно, что и не подумаешь о новоделе.

– В плохом состоянии – ограда и ворота дома купцов Сачковых, – считает Романов. – Недавно ворота исчезли, а на их месте появились другие, и я переживаю, что же будет с историческими.

Хорошо, если их увезли на реставрацию, но что с ними сделают – это еще вопрос, потому что я не слышал, чтобы ими занимался кто-то из ульяновских кузнецов. Боюсь, что из экономии работа будет выполнена недостаточно тонко.

По мнению Александра, внимания требует и ограда Дворца бракосочетания. Кованые элементы – листья, лепестки роз – со временем отламываются и пропадают. Погнулись фигурные мотивы, украшающие центральные части звеньев ограды. Но если она в целом выглядит неплохо и следы времени заметны лишь при внимательном рассмотрении, то ворота, по словам кузнеца, нуждаются в срочной реставрации: – Думаю, эту работу, как и ограду театра кукол, делали не в Симбирске. Здесь распространялись каталоги зарубежных мастеров, и, скорее всего, заказы привозили сюда в разобранном виде, а собирали их местные мастера.

В ворота явно врезались машины – и не раз, не два. И очень хочется, чтобы они были достойно отреставрированы. Похожую ограду я видел на одной из центральных улиц в Москве, но наша даже богаче. Тяжело наблюдать, что у нас не ценят настоящее мастерство, а ведь на таких работах мы растем. К таким вещам надо относиться трепетно, отдавая дань памяти прошлому и нашим учителям.

Навсегда исчезло из города монументальное архитектурное сооружение из металла пролеты железнодорожного моста, сооруженного почти сто лет назад. О сохранении в Ульяновске хотя бы одного пролета волновались и краевед Вячеслав Ильин, и Романов. Мастер рассказал, что не раз напоминал бывшему мэру Сергею Ермакову о том, что надо сберечь пролет, чторуководство РЖД уже дало согласие на безвозмездную передачу пролета.

– Я узнавал, это последний мост, построенный при Николае II, – переживает Романов. – И вот его благополучно схоронили.

Еще несколько лет назад – и неоднократно! архитекторы предлагали устроить на улице Федерации, буквально напротив кузнечного двора, летнюю эстраду для проведения городских праздников. Сама особенность природного рельефа предлагала расположить сиденья амфитеатром на склоне оврага. Но идею зарубили на корню, хотя, вопреки всем сомнениям по поводу популярности улицы Федерации и возможности сделать ее местным Арбатом, она живет очень активно. А вместо эстрады возводится многоярусный паркинг. Возможно ли представить, чтобы такое сделали в центре Москвы, Санкт-Петербурга, сомневается Романов. Но Ульяновск придерживается идеи унификации и обезличивания. Недавно Романов разработал проект благоустройства города в едином стиле, оттолкнувшись от образа ульяновского герба. В частности, его скульптурное воплощение автор предлагает установить на въезде, а элементы герба разместить на уличных фонарях. Как отнесутся власти к идее возрождения в городе симбирского духа – вероятно, об этом мы узнаем в ближайшем будущем.

Анна Школьная