Интересна реакция высокопоставленных российских чиновников на обвал рубля. Иногда кажется, что они просто светятся от удовольствия.

Страну трясет. Все, кто имел хоть какие-то сбережения, в одночасье оказались почти вполовину беднее. Если еще недавно доллар стоил 30 рублей, то сегодня – уже больше 50. Его падение в очередной раз посрамило экономистов и финансовых аналитиков, предрекавших в своих «апокалиптических» прогнозах, что к концу года доллар может вырасти в цене до 39-40 рублей. Произошедшее сильнейшим образом ударило по населению. Даже по той его части, которая не меняет как перчатки «Мерседесы» на «Бентли», а и по всем прочим, поскольку вся бытовка в нашей торговле импортная, и если сегодня в продаже остатки старых запасов, новые пойдут куда дороже.

Но почему же власти-то совершенно спокойны? Выходят на телеэкраны и умно так рассуждают: «Да, рубль падает, и это не очень хорошо. Но, с другой стороны, и не очень плохо, ведь дешевеют нефть и газ, выручка от продажи которых является основной статьей дохода бюджетов. В итоге в рублях бюджеты почти не снижаются» (то, что на эти рубли народ может все меньше и меньше что-то купить, остается как бы за скобками).

Говоря так, чиновники отчасти, наверное, хорохорятся, ведь они-то обещали стабильность, а тут такое… Но одним хорохорением их спокойствие не объяснишь.

Здесь что-то глубже.

Возможно, то, что их личные сбережения хранятся как раз не в рублях, а в долларах и евро, и на мировой арене их положение не меняется (доллар остается долларом, а евро – евро), а по отношению к собственной стране они неуклонно богатеют. Для них куда ни кинь, везде выгода. И они могут не моргнув глазом, как это делал на днях один из вице-премьеров, поучать народ, что теперь ему придется привыкать ко всему отечественному, включая промтовары. Придется подзатянуть, так сказать, пояса. Крым на дворе, санкции…

Санкции, кстати говоря, тоже не про них. Упомянутому вице-премьеру от этих санкций ни холодно ни жарко, поскольку живет он, по версии СМИ, на два дома. Его супруга, если верить информационным лентам, строит поместье то ли в швейцарских, то ли в австрийских Альпах, где рубли без надобности. Там – евро, который, как и доллар, постоянно дорожает. Самому вице-премьеру иметь счета за рубежом запрещено, он их и не имеет. Но супруге – талантливой предпринимательнице, как в похожей истории говорил о своей жене экс-мэр Москвы Юрий Лужков, – никто этого не запрещал. И она счета имеет, обеспечивая семье шикарную жизнь. Муж же, спокойный за свое будущее и свое богатство, в это время заговаривает зубы согражданам. Но долго играть в эти игры, наверное, не получится. Что-нибудь да накроется – или то, или это.

Андрей Семенов