Город меняется постоянно, но есть объекты, которые, несмотря на течение времени, остаются на своем месте всегда. Речь идет не об объектах культурного наследия, старинных домах, а о развалинах, заброшенных постройках, так и не эксплуатировавшихся по на-значению, которые мертвым грузом висят на балансе организаций. Настолько вписавшиеся в городской пейзаж, что на них и внимания не обращаешь. Чтобы описать их все, не хватит и целой газеты, поэтому мы выбрали несколько характерных примеров городских руин.

Плавили чугун, теперь охраняют машины
Улица Кирова в Ульяновске – два разных мира по разным сторонам дороги. С одной – строят высотки, стоят многоквартирные дома, рынок, областная больница. С другой – частный сектор, какие-то новые постройки гостиниц, низкорослые автосалоны. И руины, самые настоящие, почти в центре города. По адресу: Кирова, 103 когда-то располагался чугунолитейный завод, построенный в первой половине XIX века тогда еще на окраине Симбирска – крупнейшее предприятие по тем временам! Сейчас территорию завода используют под автостоянку: стены культурного памятника расписаны цифрами, которые указывают, какой машине надлежит стоять возле здания, над которым поработал легендарный архитектор Август Шодэ.
В 1820-х годах чугунолитейный завод появился в Симбирске благодаря купцу Илье Андреевичу Андрееву. Краевед Сергей Сытин назвал завод первым и на долгое время единственным для Симбирска капиталистическим предприятием. Изготавливалось там в основном сельскохозяйственное оборудование. В1870 году на заводе работало 74 человека, что было больше, чем на аналогичных предприятиях в Казанской, Самарской и Саратовской губерниях. В упадок завод пришел к 1910 году, а спустя шесть лет стал территорией петроградской фирмы «Русский автомобильный завод Пузырева». Тогда-то к работе над зданием, которое переформатировалось под производство двигателей для автомобилей, аэропланов и морских судов, и приложил руку архитектор Август Шодэ – под его руководством перестроили корпуса завода. После революции предприятие стало механическим заводом «Металлист». На его базе в 1944 году сформировали и Ульяновский моторный завод. Однако его предшественник с богатой историей, чугунолитейный завод, стал никому не нужен – и вскоре пришел в упадок. Все производство перетекло на улицу Локомотивную, а на Кирова остались лишь руины. Теперь эти развалины могут привлечь разве что бездомных, превратившись для них в отхожее место. Единственное, что оживляет руины – это заправка, находящаяся рядом, и стоянка автотранспорта, которая находится на территории завода. Сейчас любители изучать остовы старинных зданий пишут об этом объекте так: «Состояние очень плохое, ходить по территории надо осторожно… Зайти можно через «окна», смотрящие условно на центр города, либо можно попробовать договориться с охраной стоянки». От завода осталась одна фотография, которая изображает его таким, каким он был во второй половине XIX века. Вот и вся память.
Особых надежд на восстановление объекта нет. В прошлом году комитет по культурному наследию Ульяновской области, как сообщал его председатель Шарпудин Хаутиев, обратился в суд с иском об обязании собственника разработать проектно-сметную документацию на ремонт здания и разместить на фасаде информационную доску со сведениями о памятнике. Ремонт собственник должен провести до 27 октября 2015 года. Однако с большой долей вероятности можно говорить о том, что обязательства так и не будут выполнены – ремонт здания требует больших инвестиций, а вкладывать сегодня деньги в памятник – задача для большого любителя.
И не использовали, и не снесли
Недострой на проспекте 50-летия ВЛКСМ, 22а, корпус 1, находится напротив развлекательного комплекса «Пятое Солнце» и за все время своего существования если и использовался кем-то, то только молодежью для занятий паркуром, пьяницами для выпивки и домохозяевами для выброса мусора. По назначению нежилой пристрой к дому так и не использовался.
По сведениям Росреестра, объект находится в собственности ООО «Медэкспресс» с декабря 2007 года, однако до этого корпус принадлежал УАЗу, затем ООО «АЗР», ООО «Сахаровские мельницы». Всякий раз здание продавалось, но не использовалось. В итоге в 2011 году мэрия Ульяновска обратилась с иском в арбитражный суд, согласно которому компанию «Медэкспресс» пытались обязать снести пристрой, чтобы он не стал угрозой для горожан.
К иску прилагалось сообщение от 29 апреля 2010 года от УВД города, согласно которому была проведена проверка в здании и обнаружилось, что состояние его аварийное – перекрытия между этажами в нескольких местах обвалились, в других пришли в ветхое состояние. Также было зафиксировано отсутствие ограждения, общее антисанитарное состояние прилегающих территорий, не была обеспечена консервация объекта капитального строительства.
Тем не менее суд не удовлетворил исковые требования мэрии города, а затем арбитражные суды в Самаре и Казани также отклонили апелляции на решение. Здание стоит по-прежнему, собирая мусор, бродячих собак и ворон.
Фундаментом все и закончилось
В самом начале улицы Гончарова – останки «Рассвета», знаменитого кинотеатра, который построили в 1964 году, он был на тот момент самым современным заведением Ульяновска, с двумя залами – красным и синим. В начале 90-х кинотеатр закрыли на ремонт, да так и не открыли – вскоре здание начало разрушаться. В 2000-х то, что осталось от кинотеатра, совсем оказалось стерто – уцелели лишь площадка да стела, на которой изображено начало советской истории. Руины «Рассвета» -очень показательная история того, что может стать с бесхозным заброшенным зданием. В 2000-х это место было крайне опасным – неоднократно там находили трупы людей. Так, летом 2002 года от рук двоих бомжей на территории бывшего кинотеатра погиб фотокорреспондент «МК» в Ульяновске» Алексей Ковальский
35-летний мужчина хотел сфотографировать их для статьи, а те восприняли это за оскорбление…
«Рассвет» в последние 20 лет стал разве что объектом пиара – возродить его обещали и администрация города, и различные предприниматели, даже Татьяна Ившина в 2010 году говорила о намерении отстроить кинотеатр заново. Последнее сообщение появилось уже в этом году – возможность постройки на месте кинотеатра гостиницы «Мариотт», владельцам которой обещан земельный участок после скандала с выделением земли в парковой зоне.
Еще одно сооружение, которое даже руинами не успело стать – фундамент, заложенный на перекрестке улиц Минаева и Железной дивизии, напротив УльГЭС. Уже давно это место обнесено забором, за которым сейчас периодически происходит некое движение, хотя, как сообщает администрация города, разрешение на какое-либо строительство там не выдавалось. Земельный участок по улице Минаева, 48а под незавершенным строительством гостиничного комплекса был передан нынешнему собственнику в 2008 году, причем, по сведениям Росреестра, права на земельный участок не зарегистрированы. Место город явно не красит, а бетонные плиты, скрывающие несостоявшуюся гостиницу, увешаны различного рода рекламой – это единственное предназначение земельного участка на данный момент.
Виден издалека
– Самый характерный пример недостроя – легкоатлетический центр на Свияге, в 19-м микрорайоне, по улице Аблукова, – рассказывает бывший мэр Ульяновска Сергей Ермаков. – Он столько лет стоит, несколько раз его продавали, покупали. Давняя боль для города.
Легкоатлетический манеж виден хорошо даже от «Аквамолла» – выглядит как памятник всем недостроенным зданиям Ульяновска. Конструкции его крепки, но держать им уже нечего -даже кирпичи растащили. При этом все суды мэрия по объекту проиграла – чиновники надеялись, как и в случае с корпусом на улице 50-летия ВЛКСМ, на снос здания, но руины стоят.
– Вообще недостроенных объектов очень много, – говорит Ермаков. – Человек купил землю, заложил фундаментные блоки – это уже незаконченное строительство, зарегистрировал его так, и все – не подходи к объекту, он строит! Земля мертвая стоит. Владелец потом с выгодой продает землю, а новый собственник опять не строит, ждет, когда объект можно перепродать. Я тоже много такими вопросами занимался в бытность мэром. Но сейчас, конечно, различные меры принимаются, чтобы ликвидировать недострой. Например, появился закон, согласно которому, если владелец три года не ведет строительство, у него можно изъять объект. Департамент имущества и земельного хозяйства области, насколько я знаю, сейчас изыскивает как раз такие места.
С течением времени таких объектов становится все больше и больше -и вряд ли тенденции изменятся в ближайшие годы.
Сергей ГУРЬЯНОВ