Студент 3 курса Ульяновского государственного технического университета Павел Гринберг стал лауреатом первого Санкт-Петербургского литературного конкурса «Критерии свободы» имени Иосифа Бродского. Жюри отметило цикл верлибров 20-летнего автора под названием «Простое абстрактное лето».
Молодой человек изучает в университете издательское дело, работает, играет в двух любительских театрах, а в свободное время сочиняет стихи. Первые два года большая часть написанного отправлялась в корзину.
По словам Павла, время ушло на то, чтобы освоиться в поэзии, понять – как и что нужно делать. И только в последний год «что-то более или менее разумное у меня стало появляться». В одном из верлибров так и говорится, с немалой долей самоиронии: «Вошло в привычку, если не сказать в культ, делать время от времени эти подаяния мусорному ведру и получать от ритуала удовольствие: нечто среднее между физическим, духовным и эстетическим ощущением с примесью шаманства».
Почувствовав уверенность в себе, Павел стал искать способ «кричать о себе». Отправил стихи в «Новый мир», «Юность», «Знамя» и другие литературные журналы, но безрезультатно.
Тогда он стал изучать поэтические конкурсы и обнаружил среди них «Критерии свободы». Из четырех номинаций выбрал «Поэтический цикл».
– Я пишу именно циклами. Мне кажется, в современном мире поэзия должна подаваться порционно. Не так, как раньше народ кормили сборниками, но и не штучно. Поэзию нужно преподносить, как музыканты, альбомами. Примерно это я и стараюсь делать. На конкурс отправил один из последних написанных мной циклов. В нем я постарался изложить, если можно так выразиться, ностальгические переживания, придав им, насколько могу, смысловую окраску.
Конкурс привлек огромное количество людей от 18 до 76 лет, и Павел оказался самым молодым автором из России – на момент подачи заявки ему было 19 лет. Младше него – только девушка из Грузии. Всего же в конкурсе приняло участие более 1000 человек из России, Грузии, Испании, Польши, США. Из 2000 стихотворений ридерская группа отобрала в лонг-лист 115 текстов – их уже оценивало жюри, в частности, Яков Гордин, Александр Кушнер, Андрей Родионов и другие. Победителей всего двадцать. Что имели в виду организаторы, называя конкурс «Критерии свободы»?
– Попробую разгадать замысел организаторов. Думаю, одно из высших проявлений свободы – это творчество. В нем человек, вне зависимости от социального положения, физических данных и прочего, может в полной мере выразить себя таким, какой он есть. Тот же Бродский никогда не считал себя несвободным в ссылке: там он много читал и сочинял. А когда его выдворили в Штаты, там он как нигде мог делать то, что ему нравится.
По итогам конкурса Фонд создания музея Иосифа Бродского, организовавший конкурс, выпустил альманах с произведениями победителей. Книга оформлена авторскими офортами лидера арт-группы «Митьки» художника Дмитрия Шагина. Уж сейчас тексты, в том числе стихи Павла Гринберга, можно прочесть на сайте фонда http:// brodskymuseum.com/almanah. Интересуюсь, есть ли у молодого автора приоритеты в поэзии, кто для него «наше все»?
– Пушкин, безусловно, самый-самый, но я бы не ограничивался одним человеком, могу набросать список на несколько страниц. Я не согласен с выражением «наше все»: безусловно, есть более и менее талантливые, более и менее плодовитые авторы, но среди большихимен – Маяковский, Мандельштам, Бродский, Есенин и так далее – для меня нет главного.
– Как Вы представляете будущее своих выпускников?
– Данил в этом году поступил в Московский областной колледж искусств по классу баяна на бюджетное отделение и по классу фортепиано – на коммерческое. У него прекрасный педагог, пианист Алексей Панов, они друг другу очень подходят – оба музыкой больны. В этом году Данил, можно сказать, спас фортепианное отделение, которое собирались закрывать: он выступил на двух концертах настолько удачно, что и отделение решили сохранить, и Данилу вернули деньги за первый семестр, теперь он на обоих отделениях учится бесплатно! Таня Булгакова учится у меня последний год, и ее уже берут в Российскую государственную специализированную академию искусств, она знает своих будущих педагогов.
Девочка развивалась очень хорошо, удачно выступала на разных конкурсах, не только парамузыкальных, но и наравне со зрячими детьми. Она чуткий музыкант, умеет слушать себя, собираться перед выступлением. Думаю, ее будущее – в композиции: она сочиняет интересную музыку на свои же стихи. Ею заинтересовался Дмитрий Маликов, ее заметили на международном конкурсе Кабалевского. Пианистов и зрячих много, и не все они могут найти себе применение, а хороший песенный композитор – это перспектива. Я считаю, что композиции надо вообще всех обучать, жаль, педагогов мало. По опыту работы нашего педагога по сольфеджио и композиции Елены Яшиной и по моему собственному опыту, сочинять любят все. И играть хотят свое.
– Мне кажется, Вам бывает очень трудно.
– Трудно. Но моей душе очень хорошо. Я вообще детей очень люблю, они все добрые, чистые и любят своих учителей, даже если ты строгая и ругаешься. Мне иногда говорят, что незрячих учеников я люблю сильнее, но я люблю их не больше, не сильнее, а особенно. Меня восхищает их оптимизм: для них все вокруг замечательные и хорошие, они любят мир. В них нет зазнайства, которого я не терплю и примеров которому много видела в Москве. Часто дети-инвалиды и их родители считают, что все им обязаны. Эта позиция совершенно неправильная, хотя отсутствие зрения – безусловно, трагедия. Я всегда думаю о дальнейшей жизни: в ней может случиться всякое, и надо уметь держать удар. Ведь и здоровые люди не всегда готовы к испытаниям, а незрячим ребятам еще сложнее будет, никто не будет им до конца жизни говорить, что они самые распрекрасные. Поэтому чрезмерных дифирамбов я не допускаю. И мне всегда нравилось, как Данил с его успехами и победами не давал бабушке захваливать его. Я считаю, что незрячим детям надо очень много читать и слушать, чтобы могли конкурировать со зрячими музыкантами. Иначе откуда им черпать мысли и чувства, чтобы наполнить ими свою игру? Ведь секрет детей, поражающих нас, например, на телевизионном конкурсе «Щелкунчик», не только в мастерстве и виртуозности. Они читают Тургенева, Куприна, Салтыкова-Щедрина, Толстого, поэтому им в их 10-12 лет есть что сказать посредством музыки, и их исполнение отличается особой глубиной.
– Знаю, что Вы окончили филфак нашего педуниверситета, но из музыки не ушли.
Почему?
– Я считаю, что у любого человека должно быть высшее образование, а в Ульяновске на тот момент еще не было музыкального факультета. И я люблю учиться, с удовольствием участвую в мастер-классах. И сейчас бы поступила в УлГУ, но у меня большая нагрузка – 70 часов в неделю. В нашей профессии чем больше знаешь, тем интереснее ты будешь детям и тем больше им передашь – дети это чувствуют и понимают. Мама внушила мне, что человек всегда должен стремиться быть лучше. Сейчас я понимаю, что идеал недостижим, но стараюсь развиваться, подпитывать себя и не допускать того, чтобы дети потеряли интерес к музыке.
Анна Михайлова